Решение и предписание по делу №49 в отношении ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск"

Номер дела: 49
Дата публикации: 25 сентября 2012, 11:58

 

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  19 сентября  2012 г.

Изготовлено в полном объеме:  24 сентября 2012 г.                                          г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии -<>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>,-

рассмотрев дело N 49 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (юр. адрес: 357500,Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, место  нахождения филиала: 369000, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 60-а) пункта 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  навязывании  Хмыровой Л.Ф.  невыгодных условий договора, повлекших  предъявление необоснованных требований о передаче финансовых средств,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  заявление  юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В текущем году  резко увеличилось количество жалоб  жителей КЧР на  начисление  за газ по нормативам при истечении срока поверки прибора учета, при этом у  абонентов  отсутствовали документы, по которым   у них  имелась возможность отследить,  в какой период необходимо произвести поверку счетчика.  В УФАС по КЧР с жалобой на предъявлении ей Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (далее – Межрегионгаз) незаконного требования об уплате за потребленный газ  по нормативам потребления обратилась Х.,  проживающая  по адресу: 369000, КЧР, г. Черкесск, ул…, д. ... Она считает, что эти требования  неправомерны, т.к. у неё отсутствовали документы, по которым она могла отследить  дату окончания срока поверки  ранее установленного прибора учета газа, при этом практически ежемесячно к ней  приходил контролер, который   в журнале  записывал  показания её прибора учета, но не сообщал, что ей необходимо  провести  поверку счетчика. 

По результатам рассмотрения жалобы в адрес  Межрегионгаза было выдано предупреждение, которое    в указанный срок не было исполнено, поэтому в соответствии с п. 8 статьи 391 в связи с наличием в действиях Межрегионгаза признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением было  возбуждено настоящее дело.

При   рассмотрении представленных материалов установлено следующее.

При  установке прибора учета газа зав. № 9937832 паспорт на прибор учета, в котором указана дата  его поверки   и  межповерочный интервал, был  изъят  газораспределительной организацией (ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск») и приобщен  к исполнительной технической документации (ИТД), которая хранится у газораспределительной организации. В паспорте на прибор учета, который хранится в ИТД газораспределительной  организации,  указан межповерочный  интервал – 10 лет. П.10.6.2. СНиП 42-01-2002 г. (приложение № 8 СНиП 3.05.02.88) предусматривает, что либо  подлинник, либо копия паспорта  на прибор учета приобщается к   ИТД.  Газораспределительная организация,  ссылаясь на эти нормы, оставляет у себя подлинник.  О том, что абонент может  оставить у себя  подлинник, а  к ИТД можно приложить копию паспорта абоненту не сообщалось. У абонента отсутствовала информация об окончании  срока поверки и в иной форме, т.к.  в актах установки, опломбирования   прибора учета  от августа 1998 года также не указана  дата следующей поверки и (или) дата поверки прибора учета изготовителем, установленный межповерочный период. Эти факты установлены и при рассмотрении  иных жалоб, поступивших в Управление в 2012 году.

В газете «Доступно о газе» за февраль 2011 года размещена информация для абонентов:  на счетчики типа МКМ указан межповерочный  интервал – 10 лет.,  но эта газета    свободно не  распространяется.

Практически ежемесячно контролер   Межрегионгаза снимал показания с прибора учета, о чем Х.  расписывалась в  журнале контролера, но ей не было сообщено о необходимости провести очередную поверку счетчика.

То, что у Х.  действительно отсутствовала необходимая информация, подтверждается материалами дела. До 2007 года (создания ООО «Кавказрегионгаз»)  всю работу  с  абонентами по  поверке приборов учета осуществляло ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (правопредшественник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»,  передавшее    в ООО «Кавказрегионгаз» функции  по продаже  газа. Вместе с абонентской базой  переданы и данные о  сроке установки и  сроке окончания  межповерочного периода по каждому абоненту. Эта информация отражена в лицевом счете.  Ведение лицевых счетов осуществляет Межрегионгаз.

Из  вышеуказаннного следует, что Х. из-за отсутствия информации  не имела возможности исполнить свои обязанности по своевременной поверке  прибора учета.

Только в сентябре 2011 г. (через год и 1 месяц после истечения срока поверки) Х. было направлено уведомление о необходимости проведения  государственной поверки прибора учета газа, но оно  не было  получено Х., о чем свидетельствует отметка предприятия почтовой связи на уведомлении о вручении.  Повторное уведомление   получено ею  26.04.2012 г. В течение месяца (23.05.2012 г.) она установила новый прибор учета газа, что свидетельствует о  её добросовестности как  абонента.

Первоначально прибор учета газа   установлен у Х. в 1986 г. В то время  продажу газа и  обслуживание газовых сетей осуществляла одна организация: ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (правопредшественник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»), которое заблаговременно уведомляло абонентов об истечении срока поверки  счетчика, поэтому  14.08.1998 г.  без каких-либо претензий как со стороны абонента, так и со стороны  ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз»  произведена замена счетчика.

29.09.2006 г.  создана единая кавказская компания по реализации газа (в настоящее время она  именуется  Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск»), а с 1 января 2007 года ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» приступил к поставкам природного газа в республики Северного Кавказа. Компания  является одним из звеньев в системе региональных компаний по реализации газа, входящих в ООО «Межрегионгаз» (100% дочернее предприятие ОАО «Газпром»). На сегодняшний день ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - единственный поставщик горючего природного газа ОАО «Газпром» на территории пяти республик Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании. «Газпром межрегионгаз Пятигорск» является также управляющей компанией газораспределительных организаций в этих республиках. Согласно договора (от 26.07.2007 г.) между газораспределительными организациями (ГРО) республик и ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» полномочия единоличного исполнительного органа по управлению ГРО были переданы ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». В соответствии со ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции» все эти организации  входят в группу лиц и на всех них  распространяются  запреты, установленные антимонопольным  законодательством для любого из  лиц, входящих в эту группу.

Заинтересованность  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии  в том, чтобы предъявлять абонентам   по нормативам потребления выражается в получении большего  объёма денежных  средств при такого рода ситуациях. Общеизвестно, что при наличии счетчика абонент  заинтересован в экономии энергоресурса,  и этот интерес абонента не совпадает с интересом  ресурсоснабжающей организации.

Пункт 1.7. "Правил учета газа", утв. Минтопэнерго РФ 14.10.1996 и зарегистрированных в Минюсте РФ 15.11.1996 N 1198 гласит, что ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, утвердившее Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан предусматривает, что  Абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки (п.21 в). Однако, при отсутствии необходимой информации,  абонент не может исполнить эту обязанность. Позиция  Межрегионгаза  ясно изложена в ответах на запросы по жалобам, в том числе, по Хмыровой Л.Ф.: п 1.7.Правил учета газа», п. 10.6.2 СНиП 42-01-2002 (приложение № 8 СНиП 3.05.02-88) и информационные статьи,  тексты которых были  приложены к ответу Межрегионгаза  №19-717-РН от 21.06.2012. Практика показывает, что абоненты при наличии прибора учета платят  значительно меньше, чем по нормативам потребления. Это видно и  из расшифровок начислений:  после  признания   абонента «просрочившим срок поверки прибора учета»  начисление возрастает в 2-3 раза.

Начисление оплаты  по нормативу сверх того, что уже оплачено по показаниям прибора учета, когда  у  абонента имеется прибор учета, пусть даже  истек срок его поверки, но абонент этого не знает  и следит за экономией газа, по сути воспринимается им как мера ответственности. Для него это - убытки. Статья 401 ГК РФ  предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. То, что Х. приняла все меры для  надлежащего исполнения обязательства следует из  нижеуказанного.

Взаимоотношения по поставке газа для обеспечения  коммунально-бытовых нужд граждан   регулируются Правилами, утвержденными  постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 (далее – Правила). Межрегионгаз в обоснование своих  правомерных действий ссылается на пункт 25, который предусматривает, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, при этом  одним из условий  применения показаний прибора учета является то, что срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил. При этом особый упор  делается на то, что Абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки, однако,  применяя эти  нормы  Межрегионгазом  не учтено следующее.

1.                  Поставка газа гражданам осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме, а в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.

2.                  Права и обязанности сторон при исполнении договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и Правилами.  Права и обязанности сторон в том числе, определяются ФЗ «О защите конкуренции» (обязанность поставщика не злоупотреблять доминирующим положением) и ФЗ «О защите прав потребителей» (право потребителей на информацию). При рассмотрении дела установлено, что информации о сроке  проведении очередной поверки у  абонента не было. Об этом свидетельствует не только утверждение  Х., но и  документы, имеющиеся в материалах дела и многочисленные жалобы абонентов  на  начисление  за газ по нормативам потребления при   пропуске   срока поверки. Пропуск срока поверки произошел  из-за отсутствия указания об очередном  сроке поверки в выдаваемых абоненту актах опломбирования, а также из-за отсутствия возможности  отследить этот срок, т.к. газораспределительной организацией паспорт на прибор учета изымается  при его установке на газовые сети и хранится в ИТД, т.е. у газораспределительной организации.

Закон «О защите прав потребителей» обязывает изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)  своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Эта информация в обязательном порядке должна содержать и  сведения о сроке службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков становятся непригодными для использования по назначению.  Закон «О защите прав потребителей» исходит из того, что потребитель  может  не знать об особенностях  товаров (работ, услуг), а  продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность за   последствия  от недостатков  этих товаров (работ, услуг) независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний продавца (изготовителя, исполнителя)  выявить их особые свойства или нет.

3.                  Абонент действительно обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Однако Межрегионгаз  не исполнял свои обязанности, предусмотренные  Правилами и договором (п. 3.1.3): проверки, которые должны  осуществляться  не реже 1 раза в полугодие с оформлением акта  в порядке, предусмотренном  разделом Правил «Порядок проведения  проверок» не проводились. А ведь эти проверки  обязаны были  предотвратить и выявить нарушения со стороны абонента: проверка, проведенная до истечения  межповерочного периода – установить дату окончания межповерочного периода, а следующая проверка, проведенная после истечения межповерочного периода – установить нарушение абонентом срока поверки прибора учета. Все это должно было  быть отражено в акте проверки.

Потребители – физические лица   не являются профессиональными участниками гражданско-правовых отношений, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» таким участником является. Ситуации по несвоевременной поверке счетчиков возникают по вине организации, изымающей и хранящей у себя паспорта приборов учета газа. При этом  неосведомленность абонентов не по их вине Межрегионгазом  используется  для выставления дополнительных финансовых требований. В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Комиссия  пришла к  выводу, что Х. действовала разумно и добросовестно, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» злоупотребляет правом:  производит  начисление оплаты за газ  по нормативам потребления при  истечении  межповерочного периода на счетчик, при этом  оно само, а также газораспределительная организация, входящая с ним в одну группу лиц,   ненадлежащим образом исполняло свои обязанности. Это и   повлекло   нарушение срока очередной поверки прибора учета газа со стороны абонентов. Абонент видит, что  показания прибора учета меняются в сторону увеличения и уверен, что счетчик работает. Потребление газа резко не увеличивается и не уменьшается, а это   исключает появление у абонента подозрений,  что со счетчиком что-то не так.  А ведь в паспорте указан минимальный межповерочный интервал, и эксплуатация прибора учета за преде6лами этого срока  не означает, что прибор учета на другой день после окончания  срока поверки  начинает считать  коммунальный ресурс неправильно. 

Приказом  № 89 от  29.11.2007 г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в КЧР (369000, КЧР, г. Черкесск,  ул. Космонавтов, 60-а) включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов»  с долей > 50 % по ОКВЭД 51.51.3 (основной вид деятельности «оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом»).  На территории Карачаево-Черкесской Республики поставку (продажу) природного газа конечным потребителям осуществляет только Межрегионгаз. 

 В соответствии с п. 3 части 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

Вышеуказанные действия и бездействия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии свидетельствуют о допущенных нарушениях этих норм Закона в отношении Х.  Аналогичные нарушения   могут быть допущены в отношении других абонентов,  не имеющих информации об истечении  срока поверки установленных  у них приборов учета газа.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии нарушившим  пункт 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- отказаться от требования с абонента  Х. (л.счет ХХХХХХХХХХ) финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления,   произвести расчет суммы оплаты за потребленный газ   по показаниям счетчика до момента демонтажа  прибора учета  зав.  № 9937832, а с момента демонтажа до момента опломбирования  установленного после поверки прибора учета – в соответствии с Правилами;

-  осуществлять предварительное информирование абонентов об окончании межповерочного  периода с указанием  следующего срока поверки прибора учета в доступной форме.

3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                 <>

 

Члены Комиссии                                                                             <>

 

                      <>

 

                                                                                                                      <>

 

                                                                                                                                          

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 39

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

24 сентября 2012 г.                                                                              г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 24 сентября 2012 года по делу № 49 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (юр. адрес: 357500,Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, место  нахождения филиала: 369000, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 60-а) пункта 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии прекратить нарушения  пункта 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в действиях  (бездействии), в результате которых ущемлены интересы Х, а также  могут  быть ущемлены интересы иных абонентов, в результате которых абонентам предъявлены (могут быть предъявлены) не обоснованные требования о передаче финансовых средств.

 

В этих целях Общество с ограниченной ответственностью    «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии обязано

1. в срок не позднее  11 октября 2012 года отказаться от требования с абонента  Х. (л.счет XXXXXXXXXX) финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления,   произвести расчет суммы оплаты за потребленный газ   по показаниям счетчика до момента демонтажа  прибора учета  зав.  № 9937832, а с момента демонтажа до момента опломбирования  установленного после поверки прибора учета – в соответствии с Правилами;

2.  осуществлять предварительное информирование абонентов об окончании межповерочного  периода с указанием  следующего срока поверки прибора учета в доступной форме, срок исполнения - постоянно.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в трехдневный срок с  момента исполнения предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                <>

 

Члены комиссии:                                                                           <>

 

                 <>

 

                                                                                              <>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

 

stdClass Object ( [vid] => 7157 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу №49 в отношении ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7157 [type] => solution [language] => ru [created] => 1356940876 [changed] => 1370521735 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521735 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  19 сентября  2012 г.

Изготовлено в полном объеме:  24 сентября 2012 г.                                          г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии -<>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>,-

рассмотрев дело N 49 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (юр. адрес: 357500,Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, место  нахождения филиала: 369000, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 60-а) пункта 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  навязывании  Хмыровой Л.Ф.  невыгодных условий договора, повлекших  предъявление необоснованных требований о передаче финансовых средств,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  заявление  юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В текущем году  резко увеличилось количество жалоб  жителей КЧР на  начисление  за газ по нормативам при истечении срока поверки прибора учета, при этом у  абонентов  отсутствовали документы, по которым   у них  имелась возможность отследить,  в какой период необходимо произвести поверку счетчика.  В УФАС по КЧР с жалобой на предъявлении ей Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (далее – Межрегионгаз) незаконного требования об уплате за потребленный газ  по нормативам потребления обратилась Х.,  проживающая  по адресу: 369000, КЧР, г. Черкесск, ул…, д. ... Она считает, что эти требования  неправомерны, т.к. у неё отсутствовали документы, по которым она могла отследить  дату окончания срока поверки  ранее установленного прибора учета газа, при этом практически ежемесячно к ней  приходил контролер, который   в журнале  записывал  показания её прибора учета, но не сообщал, что ей необходимо  провести  поверку счетчика. 

По результатам рассмотрения жалобы в адрес  Межрегионгаза было выдано предупреждение, которое    в указанный срок не было исполнено, поэтому в соответствии с п. 8 статьи 391 в связи с наличием в действиях Межрегионгаза признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением было  возбуждено настоящее дело.

При   рассмотрении представленных материалов установлено следующее.

При  установке прибора учета газа зав. № 9937832 паспорт на прибор учета, в котором указана дата  его поверки   и  межповерочный интервал, был  изъят  газораспределительной организацией (ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск») и приобщен  к исполнительной технической документации (ИТД), которая хранится у газораспределительной организации. В паспорте на прибор учета, который хранится в ИТД газораспределительной  организации,  указан межповерочный  интервал – 10 лет. П.10.6.2. СНиП 42-01-2002 г. (приложение № 8 СНиП 3.05.02.88) предусматривает, что либо  подлинник, либо копия паспорта  на прибор учета приобщается к   ИТД.  Газораспределительная организация,  ссылаясь на эти нормы, оставляет у себя подлинник.  О том, что абонент может  оставить у себя  подлинник, а  к ИТД можно приложить копию паспорта абоненту не сообщалось. У абонента отсутствовала информация об окончании  срока поверки и в иной форме, т.к.  в актах установки, опломбирования   прибора учета  от августа 1998 года также не указана  дата следующей поверки и (или) дата поверки прибора учета изготовителем, установленный межповерочный период. Эти факты установлены и при рассмотрении  иных жалоб, поступивших в Управление в 2012 году.

В газете «Доступно о газе» за февраль 2011 года размещена информация для абонентов:  на счетчики типа МКМ указан межповерочный  интервал – 10 лет.,  но эта газета    свободно не  распространяется.

Практически ежемесячно контролер   Межрегионгаза снимал показания с прибора учета, о чем Х.  расписывалась в  журнале контролера, но ей не было сообщено о необходимости провести очередную поверку счетчика.

То, что у Х.  действительно отсутствовала необходимая информация, подтверждается материалами дела. До 2007 года (создания ООО «Кавказрегионгаз»)  всю работу  с  абонентами по  поверке приборов учета осуществляло ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (правопредшественник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»,  передавшее    в ООО «Кавказрегионгаз» функции  по продаже  газа. Вместе с абонентской базой  переданы и данные о  сроке установки и  сроке окончания  межповерочного периода по каждому абоненту. Эта информация отражена в лицевом счете.  Ведение лицевых счетов осуществляет Межрегионгаз.

Из  вышеуказаннного следует, что Х. из-за отсутствия информации  не имела возможности исполнить свои обязанности по своевременной поверке  прибора учета.

Только в сентябре 2011 г. (через год и 1 месяц после истечения срока поверки) Х. было направлено уведомление о необходимости проведения  государственной поверки прибора учета газа, но оно  не было  получено Х., о чем свидетельствует отметка предприятия почтовой связи на уведомлении о вручении.  Повторное уведомление   получено ею  26.04.2012 г. В течение месяца (23.05.2012 г.) она установила новый прибор учета газа, что свидетельствует о  её добросовестности как  абонента.

Первоначально прибор учета газа   установлен у Х. в 1986 г. В то время  продажу газа и  обслуживание газовых сетей осуществляла одна организация: ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (правопредшественник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»), которое заблаговременно уведомляло абонентов об истечении срока поверки  счетчика, поэтому  14.08.1998 г.  без каких-либо претензий как со стороны абонента, так и со стороны  ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз»  произведена замена счетчика.

29.09.2006 г.  создана единая кавказская компания по реализации газа (в настоящее время она  именуется  Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск»), а с 1 января 2007 года ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» приступил к поставкам природного газа в республики Северного Кавказа. Компания  является одним из звеньев в системе региональных компаний по реализации газа, входящих в ООО «Межрегионгаз» (100% дочернее предприятие ОАО «Газпром»). На сегодняшний день ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - единственный поставщик горючего природного газа ОАО «Газпром» на территории пяти республик Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании. «Газпром межрегионгаз Пятигорск» является также управляющей компанией газораспределительных организаций в этих республиках. Согласно договора (от 26.07.2007 г.) между газораспределительными организациями (ГРО) республик и ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» полномочия единоличного исполнительного органа по управлению ГРО были переданы ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». В соответствии со ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции» все эти организации  входят в группу лиц и на всех них  распространяются  запреты, установленные антимонопольным  законодательством для любого из  лиц, входящих в эту группу.

Заинтересованность  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии  в том, чтобы предъявлять абонентам   по нормативам потребления выражается в получении большего  объёма денежных  средств при такого рода ситуациях. Общеизвестно, что при наличии счетчика абонент  заинтересован в экономии энергоресурса,  и этот интерес абонента не совпадает с интересом  ресурсоснабжающей организации.

Пункт 1.7. "Правил учета газа", утв. Минтопэнерго РФ 14.10.1996 и зарегистрированных в Минюсте РФ 15.11.1996 N 1198 гласит, что ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, утвердившее Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан предусматривает, что  Абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки (п.21 в). Однако, при отсутствии необходимой информации,  абонент не может исполнить эту обязанность. Позиция  Межрегионгаза  ясно изложена в ответах на запросы по жалобам, в том числе, по Хмыровой Л.Ф.: п 1.7.Правил учета газа», п. 10.6.2 СНиП 42-01-2002 (приложение № 8 СНиП 3.05.02-88) и информационные статьи,  тексты которых были  приложены к ответу Межрегионгаза  №19-717-РН от 21.06.2012. Практика показывает, что абоненты при наличии прибора учета платят  значительно меньше, чем по нормативам потребления. Это видно и  из расшифровок начислений:  после  признания   абонента «просрочившим срок поверки прибора учета»  начисление возрастает в 2-3 раза.

Начисление оплаты  по нормативу сверх того, что уже оплачено по показаниям прибора учета, когда  у  абонента имеется прибор учета, пусть даже  истек срок его поверки, но абонент этого не знает  и следит за экономией газа, по сути воспринимается им как мера ответственности. Для него это - убытки. Статья 401 ГК РФ  предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. То, что Х. приняла все меры для  надлежащего исполнения обязательства следует из  нижеуказанного.

Взаимоотношения по поставке газа для обеспечения  коммунально-бытовых нужд граждан   регулируются Правилами, утвержденными  постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 (далее – Правила). Межрегионгаз в обоснование своих  правомерных действий ссылается на пункт 25, который предусматривает, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, при этом  одним из условий  применения показаний прибора учета является то, что срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил. При этом особый упор  делается на то, что Абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки, однако,  применяя эти  нормы  Межрегионгазом  не учтено следующее.

1.                  Поставка газа гражданам осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме, а в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.

2.                  Права и обязанности сторон при исполнении договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и Правилами.  Права и обязанности сторон в том числе, определяются ФЗ «О защите конкуренции» (обязанность поставщика не злоупотреблять доминирующим положением) и ФЗ «О защите прав потребителей» (право потребителей на информацию). При рассмотрении дела установлено, что информации о сроке  проведении очередной поверки у  абонента не было. Об этом свидетельствует не только утверждение  Х., но и  документы, имеющиеся в материалах дела и многочисленные жалобы абонентов  на  начисление  за газ по нормативам потребления при   пропуске   срока поверки. Пропуск срока поверки произошел  из-за отсутствия указания об очередном  сроке поверки в выдаваемых абоненту актах опломбирования, а также из-за отсутствия возможности  отследить этот срок, т.к. газораспределительной организацией паспорт на прибор учета изымается  при его установке на газовые сети и хранится в ИТД, т.е. у газораспределительной организации.

Закон «О защите прав потребителей» обязывает изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)  своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Эта информация в обязательном порядке должна содержать и  сведения о сроке службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков становятся непригодными для использования по назначению.  Закон «О защите прав потребителей» исходит из того, что потребитель  может  не знать об особенностях  товаров (работ, услуг), а  продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность за   последствия  от недостатков  этих товаров (работ, услуг) независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний продавца (изготовителя, исполнителя)  выявить их особые свойства или нет.

3.                  Абонент действительно обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Однако Межрегионгаз  не исполнял свои обязанности, предусмотренные  Правилами и договором (п. 3.1.3): проверки, которые должны  осуществляться  не реже 1 раза в полугодие с оформлением акта  в порядке, предусмотренном  разделом Правил «Порядок проведения  проверок» не проводились. А ведь эти проверки  обязаны были  предотвратить и выявить нарушения со стороны абонента: проверка, проведенная до истечения  межповерочного периода – установить дату окончания межповерочного периода, а следующая проверка, проведенная после истечения межповерочного периода – установить нарушение абонентом срока поверки прибора учета. Все это должно было  быть отражено в акте проверки.

Потребители – физические лица   не являются профессиональными участниками гражданско-правовых отношений, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» таким участником является. Ситуации по несвоевременной поверке счетчиков возникают по вине организации, изымающей и хранящей у себя паспорта приборов учета газа. При этом  неосведомленность абонентов не по их вине Межрегионгазом  используется  для выставления дополнительных финансовых требований. В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Комиссия  пришла к  выводу, что Х. действовала разумно и добросовестно, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» злоупотребляет правом:  производит  начисление оплаты за газ  по нормативам потребления при  истечении  межповерочного периода на счетчик, при этом  оно само, а также газораспределительная организация, входящая с ним в одну группу лиц,   ненадлежащим образом исполняло свои обязанности. Это и   повлекло   нарушение срока очередной поверки прибора учета газа со стороны абонентов. Абонент видит, что  показания прибора учета меняются в сторону увеличения и уверен, что счетчик работает. Потребление газа резко не увеличивается и не уменьшается, а это   исключает появление у абонента подозрений,  что со счетчиком что-то не так.  А ведь в паспорте указан минимальный межповерочный интервал, и эксплуатация прибора учета за преде6лами этого срока  не означает, что прибор учета на другой день после окончания  срока поверки  начинает считать  коммунальный ресурс неправильно. 

Приказом  № 89 от  29.11.2007 г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в КЧР (369000, КЧР, г. Черкесск,  ул. Космонавтов, 60-а) включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов»  с долей > 50 % по ОКВЭД 51.51.3 (основной вид деятельности «оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом»).  На территории Карачаево-Черкесской Республики поставку (продажу) природного газа конечным потребителям осуществляет только Межрегионгаз. 

 В соответствии с п. 3 части 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

Вышеуказанные действия и бездействия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии свидетельствуют о допущенных нарушениях этих норм Закона в отношении Х.  Аналогичные нарушения   могут быть допущены в отношении других абонентов,  не имеющих информации об истечении  срока поверки установленных  у них приборов учета газа.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии нарушившим  пункт 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- отказаться от требования с абонента  Х. (л.счет ХХХХХХХХХХ) финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления,   произвести расчет суммы оплаты за потребленный газ   по показаниям счетчика до момента демонтажа  прибора учета  зав.  № 9937832, а с момента демонтажа до момента опломбирования  установленного после поверки прибора учета – в соответствии с Правилами;

-  осуществлять предварительное информирование абонентов об окончании межповерочного  периода с указанием  следующего срока поверки прибора учета в доступной форме.

3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                 <>

 

Члены Комиссии                                                                             <>

 

                      <>

 

                                                                                                                      <>

 

                                                                                                                                          

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 39

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

24 сентября 2012 г.                                                                              г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 24 сентября 2012 года по делу № 49 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (юр. адрес: 357500,Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, место  нахождения филиала: 369000, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 60-а) пункта 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии прекратить нарушения  пункта 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в действиях  (бездействии), в результате которых ущемлены интересы Х, а также  могут  быть ущемлены интересы иных абонентов, в результате которых абонентам предъявлены (могут быть предъявлены) не обоснованные требования о передаче финансовых средств.

 

В этих целях Общество с ограниченной ответственностью    «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии обязано

1. в срок не позднее  11 октября 2012 года отказаться от требования с абонента  Х. (л.счет XXXXXXXXXX) финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления,   произвести расчет суммы оплаты за потребленный газ   по показаниям счетчика до момента демонтажа  прибора учета  зав.  № 9937832, а с момента демонтажа до момента опломбирования  установленного после поверки прибора учета – в соответствии с Правилами;

2.  осуществлять предварительное информирование абонентов об окончании межповерочного  периода с указанием  следующего срока поверки прибора учета в доступной форме, срок исполнения - постоянно.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в трехдневный срок с  момента исполнения предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                <>

 

Члены комиссии:                                                                           <>

 

                 <>

 

                                                                                              <>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  19 сентября  2012 г.

Изготовлено в полном объеме:  24 сентября 2012 г.                                          г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии -<>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>,-

рассмотрев дело N 49 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (юр. адрес: 357500,Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, место  нахождения филиала: 369000, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 60-а) пункта 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  навязывании  Хмыровой Л.Ф.  невыгодных условий договора, повлекших  предъявление необоснованных требований о передаче финансовых средств,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  заявление  юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В текущем году  резко увеличилось количество жалоб  жителей КЧР на  начисление  за газ по нормативам при истечении срока поверки прибора учета, при этом у  абонентов  отсутствовали документы, по которым   у них  имелась возможность отследить,  в какой период необходимо произвести поверку счетчика.  В УФАС по КЧР с жалобой на предъявлении ей Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (далее – Межрегионгаз) незаконного требования об уплате за потребленный газ  по нормативам потребления обратилась Х.,  проживающая  по адресу: 369000, КЧР, г. Черкесск, ул…, д. ... Она считает, что эти требования  неправомерны, т.к. у неё отсутствовали документы, по которым она могла отследить  дату окончания срока поверки  ранее установленного прибора учета газа, при этом практически ежемесячно к ней  приходил контролер, который   в журнале  записывал  показания её прибора учета, но не сообщал, что ей необходимо  провести  поверку счетчика. 

По результатам рассмотрения жалобы в адрес  Межрегионгаза было выдано предупреждение, которое    в указанный срок не было исполнено, поэтому в соответствии с п. 8 статьи 391 в связи с наличием в действиях Межрегионгаза признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением было  возбуждено настоящее дело.

При   рассмотрении представленных материалов установлено следующее.

При  установке прибора учета газа зав. № 9937832 паспорт на прибор учета, в котором указана дата  его поверки   и  межповерочный интервал, был  изъят  газораспределительной организацией (ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск») и приобщен  к исполнительной технической документации (ИТД), которая хранится у газораспределительной организации. В паспорте на прибор учета, который хранится в ИТД газораспределительной  организации,  указан межповерочный  интервал – 10 лет. П.10.6.2. СНиП 42-01-2002 г. (приложение № 8 СНиП 3.05.02.88) предусматривает, что либо  подлинник, либо копия паспорта  на прибор учета приобщается к   ИТД.  Газораспределительная организация,  ссылаясь на эти нормы, оставляет у себя подлинник.  О том, что абонент может  оставить у себя  подлинник, а  к ИТД можно приложить копию паспорта абоненту не сообщалось. У абонента отсутствовала информация об окончании  срока поверки и в иной форме, т.к.  в актах установки, опломбирования   прибора учета  от августа 1998 года также не указана  дата следующей поверки и (или) дата поверки прибора учета изготовителем, установленный межповерочный период. Эти факты установлены и при рассмотрении  иных жалоб, поступивших в Управление в 2012 году.

В газете «Доступно о газе» за февраль 2011 года размещена информация для абонентов:  на счетчики типа МКМ указан межповерочный  интервал – 10 лет.,  но эта газета    свободно не  распространяется.

Практически ежемесячно контролер   Межрегионгаза снимал показания с прибора учета, о чем Х.  расписывалась в  журнале контролера, но ей не было сообщено о необходимости провести очередную поверку счетчика.

То, что у Х.  действительно отсутствовала необходимая информация, подтверждается материалами дела. До 2007 года (создания ООО «Кавказрегионгаз»)  всю работу  с  абонентами по  поверке приборов учета осуществляло ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (правопредшественник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»,  передавшее    в ООО «Кавказрегионгаз» функции  по продаже  газа. Вместе с абонентской базой  переданы и данные о  сроке установки и  сроке окончания  межповерочного периода по каждому абоненту. Эта информация отражена в лицевом счете.  Ведение лицевых счетов осуществляет Межрегионгаз.

Из  вышеуказаннного следует, что Х. из-за отсутствия информации  не имела возможности исполнить свои обязанности по своевременной поверке  прибора учета.

Только в сентябре 2011 г. (через год и 1 месяц после истечения срока поверки) Х. было направлено уведомление о необходимости проведения  государственной поверки прибора учета газа, но оно  не было  получено Х., о чем свидетельствует отметка предприятия почтовой связи на уведомлении о вручении.  Повторное уведомление   получено ею  26.04.2012 г. В течение месяца (23.05.2012 г.) она установила новый прибор учета газа, что свидетельствует о  её добросовестности как  абонента.

Первоначально прибор учета газа   установлен у Х. в 1986 г. В то время  продажу газа и  обслуживание газовых сетей осуществляла одна организация: ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (правопредшественник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»), которое заблаговременно уведомляло абонентов об истечении срока поверки  счетчика, поэтому  14.08.1998 г.  без каких-либо претензий как со стороны абонента, так и со стороны  ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз»  произведена замена счетчика.

29.09.2006 г.  создана единая кавказская компания по реализации газа (в настоящее время она  именуется  Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск»), а с 1 января 2007 года ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» приступил к поставкам природного газа в республики Северного Кавказа. Компания  является одним из звеньев в системе региональных компаний по реализации газа, входящих в ООО «Межрегионгаз» (100% дочернее предприятие ОАО «Газпром»). На сегодняшний день ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - единственный поставщик горючего природного газа ОАО «Газпром» на территории пяти республик Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании. «Газпром межрегионгаз Пятигорск» является также управляющей компанией газораспределительных организаций в этих республиках. Согласно договора (от 26.07.2007 г.) между газораспределительными организациями (ГРО) республик и ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» полномочия единоличного исполнительного органа по управлению ГРО были переданы ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». В соответствии со ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции» все эти организации  входят в группу лиц и на всех них  распространяются  запреты, установленные антимонопольным  законодательством для любого из  лиц, входящих в эту группу.

Заинтересованность  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии  в том, чтобы предъявлять абонентам   по нормативам потребления выражается в получении большего  объёма денежных  средств при такого рода ситуациях. Общеизвестно, что при наличии счетчика абонент  заинтересован в экономии энергоресурса,  и этот интерес абонента не совпадает с интересом  ресурсоснабжающей организации.

Пункт 1.7. "Правил учета газа", утв. Минтопэнерго РФ 14.10.1996 и зарегистрированных в Минюсте РФ 15.11.1996 N 1198 гласит, что ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, утвердившее Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан предусматривает, что  Абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки (п.21 в). Однако, при отсутствии необходимой информации,  абонент не может исполнить эту обязанность. Позиция  Межрегионгаза  ясно изложена в ответах на запросы по жалобам, в том числе, по Хмыровой Л.Ф.: п 1.7.Правил учета газа», п. 10.6.2 СНиП 42-01-2002 (приложение № 8 СНиП 3.05.02-88) и информационные статьи,  тексты которых были  приложены к ответу Межрегионгаза  №19-717-РН от 21.06.2012. Практика показывает, что абоненты при наличии прибора учета платят  значительно меньше, чем по нормативам потребления. Это видно и  из расшифровок начислений:  после  признания   абонента «просрочившим срок поверки прибора учета»  начисление возрастает в 2-3 раза.

Начисление оплаты  по нормативу сверх того, что уже оплачено по показаниям прибора учета, когда  у  абонента имеется прибор учета, пусть даже  истек срок его поверки, но абонент этого не знает  и следит за экономией газа, по сути воспринимается им как мера ответственности. Для него это - убытки. Статья 401 ГК РФ  предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. То, что Х. приняла все меры для  надлежащего исполнения обязательства следует из  нижеуказанного.

Взаимоотношения по поставке газа для обеспечения  коммунально-бытовых нужд граждан   регулируются Правилами, утвержденными  постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 (далее – Правила). Межрегионгаз в обоснование своих  правомерных действий ссылается на пункт 25, который предусматривает, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, при этом  одним из условий  применения показаний прибора учета является то, что срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил. При этом особый упор  делается на то, что Абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки, однако,  применяя эти  нормы  Межрегионгазом  не учтено следующее.

1.                  Поставка газа гражданам осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме, а в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.

2.                  Права и обязанности сторон при исполнении договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и Правилами.  Права и обязанности сторон в том числе, определяются ФЗ «О защите конкуренции» (обязанность поставщика не злоупотреблять доминирующим положением) и ФЗ «О защите прав потребителей» (право потребителей на информацию). При рассмотрении дела установлено, что информации о сроке  проведении очередной поверки у  абонента не было. Об этом свидетельствует не только утверждение  Х., но и  документы, имеющиеся в материалах дела и многочисленные жалобы абонентов  на  начисление  за газ по нормативам потребления при   пропуске   срока поверки. Пропуск срока поверки произошел  из-за отсутствия указания об очередном  сроке поверки в выдаваемых абоненту актах опломбирования, а также из-за отсутствия возможности  отследить этот срок, т.к. газораспределительной организацией паспорт на прибор учета изымается  при его установке на газовые сети и хранится в ИТД, т.е. у газораспределительной организации.

Закон «О защите прав потребителей» обязывает изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)  своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Эта информация в обязательном порядке должна содержать и  сведения о сроке службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков становятся непригодными для использования по назначению.  Закон «О защите прав потребителей» исходит из того, что потребитель  может  не знать об особенностях  товаров (работ, услуг), а  продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность за   последствия  от недостатков  этих товаров (работ, услуг) независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний продавца (изготовителя, исполнителя)  выявить их особые свойства или нет.

3.                  Абонент действительно обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Однако Межрегионгаз  не исполнял свои обязанности, предусмотренные  Правилами и договором (п. 3.1.3): проверки, которые должны  осуществляться  не реже 1 раза в полугодие с оформлением акта  в порядке, предусмотренном  разделом Правил «Порядок проведения  проверок» не проводились. А ведь эти проверки  обязаны были  предотвратить и выявить нарушения со стороны абонента: проверка, проведенная до истечения  межповерочного периода – установить дату окончания межповерочного периода, а следующая проверка, проведенная после истечения межповерочного периода – установить нарушение абонентом срока поверки прибора учета. Все это должно было  быть отражено в акте проверки.

Потребители – физические лица   не являются профессиональными участниками гражданско-правовых отношений, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» таким участником является. Ситуации по несвоевременной поверке счетчиков возникают по вине организации, изымающей и хранящей у себя паспорта приборов учета газа. При этом  неосведомленность абонентов не по их вине Межрегионгазом  используется  для выставления дополнительных финансовых требований. В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Комиссия  пришла к  выводу, что Х. действовала разумно и добросовестно, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» злоупотребляет правом:  производит  начисление оплаты за газ  по нормативам потребления при  истечении  межповерочного периода на счетчик, при этом  оно само, а также газораспределительная организация, входящая с ним в одну группу лиц,   ненадлежащим образом исполняло свои обязанности. Это и   повлекло   нарушение срока очередной поверки прибора учета газа со стороны абонентов. Абонент видит, что  показания прибора учета меняются в сторону увеличения и уверен, что счетчик работает. Потребление газа резко не увеличивается и не уменьшается, а это   исключает появление у абонента подозрений,  что со счетчиком что-то не так.  А ведь в паспорте указан минимальный межповерочный интервал, и эксплуатация прибора учета за преде6лами этого срока  не означает, что прибор учета на другой день после окончания  срока поверки  начинает считать  коммунальный ресурс неправильно. 

Приказом  № 89 от  29.11.2007 г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в КЧР (369000, КЧР, г. Черкесск,  ул. Космонавтов, 60-а) включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов»  с долей > 50 % по ОКВЭД 51.51.3 (основной вид деятельности «оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом»).  На территории Карачаево-Черкесской Республики поставку (продажу) природного газа конечным потребителям осуществляет только Межрегионгаз. 

 В соответствии с п. 3 части 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

Вышеуказанные действия и бездействия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии свидетельствуют о допущенных нарушениях этих норм Закона в отношении Х.  Аналогичные нарушения   могут быть допущены в отношении других абонентов,  не имеющих информации об истечении  срока поверки установленных  у них приборов учета газа.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии нарушившим  пункт 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- отказаться от требования с абонента  Х. (л.счет ХХХХХХХХХХ) финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления,   произвести расчет суммы оплаты за потребленный газ   по показаниям счетчика до момента демонтажа  прибора учета  зав.  № 9937832, а с момента демонтажа до момента опломбирования  установленного после поверки прибора учета – в соответствии с Правилами;

-  осуществлять предварительное информирование абонентов об окончании межповерочного  периода с указанием  следующего срока поверки прибора учета в доступной форме.

3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                 <>

 

Члены Комиссии                                                                             <>

 

                      <>

 

                                                                                                                      <>

 

                                                                                                                                          

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 39

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

24 сентября 2012 г.                                                                              г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 24 сентября 2012 года по делу № 49 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (юр. адрес: 357500,Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, место  нахождения филиала: 369000, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 60-а) пункта 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии прекратить нарушения  пункта 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в действиях  (бездействии), в результате которых ущемлены интересы Х, а также  могут  быть ущемлены интересы иных абонентов, в результате которых абонентам предъявлены (могут быть предъявлены) не обоснованные требования о передаче финансовых средств.

 

В этих целях Общество с ограниченной ответственностью    «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии обязано

1. в срок не позднее  11 октября 2012 года отказаться от требования с абонента  Х. (л.счет XXXXXXXXXX) финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления,   произвести расчет суммы оплаты за потребленный газ   по показаниям счетчика до момента демонтажа  прибора учета  зав.  № 9937832, а с момента демонтажа до момента опломбирования  установленного после поверки прибора учета – в соответствии с Правилами;

2.  осуществлять предварительное информирование абонентов об окончании межповерочного  периода с указанием  следующего срока поверки прибора учета в доступной форме, срок исполнения - постоянно.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в трехдневный срок с  момента исполнения предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                <>

 

Члены комиссии:                                                                           <>

 

                 <>

 

                                                                                              <>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 49 [format] => [safe_value] => 49 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Курирующий - начальник отдела Кумратов Солтан Муратович

т./факс: (8782) 26-69-93

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 36 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 36 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] =>

 

Антимонопольное регулирование: ЖКХ
Курирующий заместитель - Бабаев Каир Абуталибович
тел.: (8782) 25-64-40
 
Отдел защиты конкуренции и контроля органов власти
тел.: (8782) 25-20-41
[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-25 07:58:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-24 07:58:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1356940876 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Карачаево-Черкессоке УФАС России )