Решение и предписание в отношении МУП "САХ" и ГУ по тарифам и ценам

Номер дела: 5
Дата публикации: 12 мая 2012, 16:53

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  05 мая   2012 г.

Изготовлено в полном объеме:  12 мая 2012 г.                                                    г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>;

- <>,-

рассмотрев дело N 5 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Специализированное автохозяйство по уборке города» (369000, КЧР, г. Черкесск, Северная часть города) и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Крупской, 84)  статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в тариф на сбор и захоронение твердых бытовых отходов для населения на 2012 год расходов на оплату услуг организаций по приему платежей,

 

                                                        УСТАНОВИЛА:

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Федеральный закон от 22.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплексаПунктом 3 части 1 статьи 14 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.  

В соответствии с полномочиями, предусмотренными  частью 1 ст. 4 Закона № 210-ФЗ Правительство РФ своим постановлением от 14.07.20085 г. № 520  утвердило «Основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса»   и поручило Министерству регионального развития РФ по согласованию с Минэкономразвития РФ, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой разработать и утвердить Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Эти Методические указания  утверждены приказом Минрегиона № 47 от 15.02. 2011 г., зарегистрированным в Минюсте РФ 04.03. 2011 г. № 19999 (далее – Указания, начало действия Указаний 05.04.2011).

Указаниями  предусмотрено, что регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по захоронению ТБО, а также ведения раздельного учета финансовых потребностей по реализации производственной и инвестиционной программы. При установлении тарифов и надбавок не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности, отнесение их к финансовым потребностям по реализации производственной и инвестиционной программы.

Оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в финансовые потребности, производится исходя из фактически достигнутых величин, плана мероприятий повышения эффективности деятельности регулируемой организации, с учетом положений законодательства РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. При этом не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей, не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Указания, которые должны  применяться при  установлении тарифов на 2012 год содержат четкие указания о том, что расходы  на прием всех платежей и расходы на  изготовление и рассылку  платежных документов для жителей многоквартирных домов (кроме выбравших  непосредственное управление)   не должны включаться  в тарифы. В соответствии с п. 21 Указаний в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной и (или) инвестиционной программы, орган регулирования производит расчет указанных тарифов.

Комиссией  установлены следующие обстоятельства.

Жители г. Черкесска оплачивают муниципальному  унитарному предприятию «Специализированное автохозяйство по уборке города» (далее - МУП «САХ») за услуги по утилизации (захоронению) ТБО и за услуги  по сбору и вывозу ТБО. Это две самостоятельные услуги. Тарифы на эти услуги до 2011 г.  устанавливались  мэрией г. Черкесска, а начиная  с января 2011 г. тариф  на утилизацию (захоронению) ТБО регулирует Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее - ГУ по тарифам).  В отношении   платы за услуги по сбору и вывозу ТБО  ГУ по тарифам своим письмом № 1163  от  10.12.2010 г. уведомило Глав  муниципальных образований и руководителей  организаций коммунального комплекса  о том, что услуга по сбору   и вывозу ТБО   входит в состав услуг  по содержанию мест общего пользования, следовательно, не регулируется, а устанавливается путем достижения соглашения  между управляющей организацией и  собственниками помещений в МКД, либо  между  исполнителем услуги и   потребителем.  

Постановлением ГУ по тарифам от 30.11.2010 г. № 104  утвержден  с 01.01 2011 г. экономически обоснованный тариф на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемые потребителям г. Черкесска, в размере 14,91 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС), в  размере 17,6 руб. за 1 куб.м. (с учетом НДС). С 01.01.2012  года этот  тариф  не изменился.

Исходя из  материалов, представленных ГУ по тарифам,   при установлении тарифов и на 2011 г., и на 2012 г., расходы на оплату услуг  организаций по приему платежей не учитывались.  Указания, которые должны  применяться при  установлении тарифов на 2012 год, содержат четкие запреты: расходы  на прием платежей  изготовление и рассылку  платежных документов  не должны включаться  в тарифы. В заключениях рабочих групп,  протоколах  заседаний  Правления ГУ по тарифам и приложенных к ним согласованных ГУ по тарифам и МУП «САХ» калькуляциях  этих статей расходов не указано, однако,  эти расходы МУП «САХ» фактически  несет, о чем свидетельствуют  договоры и материалы,  представленные   по настоящему делу, а также  исследованные  при изучении  рынков приема платежей и ведения учета потребителей. 

02.04.2010 г. МУП «САХ» заключило  с ООО «Расчетно - кассовый центр» (далее – ООО «РКЦ») договор № ___/10, в соответствии с которым ООО «РКЦ» со 02.01.2010 г. по 30.11.2011 включительно  осуществляло прием платежей за  утилизацию (захоронение) ТБО  от  жителей г. Черкесска. С 01.12. 2011  вступил в силу аналогичный договор  от 10.11.2011 г. № ___/11. Дополнительно к этим договорам  10.11.2011 г. МУП «САХ»  заключило с  ООО «Контролер» договор № ___/11, в соответствии с которым   «Контролеру» с 01.12.2011 г. переданы полномочия по ведению учета потребителей  (физических лиц) по утилизации (захоронению) ТБО. В соответствии с   указанным  договором  производится не только ведение лицевых счетов и начисление  оплаты за потребленные коммунальные ресурсы, но и  разноска потребителям  платежных документов (счетов, квитанций), в том числе, жителям всех многоквартирных домов. Договоры действуют  и в настоящее время. ООО «Контролер»  осуществлял в 2011 году учет  38289 лицевых счетов, а  ООО «РКЦ»  собрано средств  за 2010 г. _______ тыс. руб., за 1 п/г 2011 г. – ________ тыс. руб. (эта  сумма включает плату  и за услуги по  сбору и  за услуги по  утилизации).  При этом  вознаграждение  ООО «РКЦ» в соответствии с договорами до 01.12.2011  составляло 5 % плюс НДС от суммы   поступивших платежей,  учет  потребителей  осуществлялся самим МУП «САХ», а сбор платежей осуществлялся как самим МУП «САХ», так и  ООО «РКЦ». С 01.12.2011 г. и по настоящее время   вознаграждение ООО «РКЦ» равно 6 % от суммы сбора, вознаграждение ООО «Контролер» также составляет 6 % от  общего сбора денежных средств.  С этого же момента  МУП «САХ»  не осуществляет  ведение учета потребителей – физических лиц и  сбор (прием) платежей. Путем осуществления несложного подсчета   получается, что при согласованном на 2012 год объеме подлежащих утилизации (захоронению) ТБО  от населения 116,8 тыс. куб.м. и тарифе на 2012 год 17,59 руб. за  1 куб.м.  вознаграждение ООО «Контролер» и ООО «РКЦ» вместе составит _____ тыс. руб.(12 % от _________ руб.). При этом на 2012 год МУП «САХ»  просило установить ему рентабельность   в размере   10 %, а  ГУ по тарифам установило рентабельность на уровне  11,6 %. Из  вышеприведенных  данных следует, что даже  при  установленном повышенном  уровне рентабельности  в 11,6 % МУП «САХ» не только не  получит  прибыль от деятельности по утилизации (захоронению) ТБО  от населения, но и  понесет убытки  в размере 0, 4 %. А ведь это – признак действий по доведению до банкротства.

То, что  учет потребителей и  сбор платежей для  МУП «САХ» осуществляли ООО «Контролер» и ООО «РКЦ» - общеизвестные факты. Эти вопросы  неоднократно освещались в  СМИ, да и работники ГУ по тарифам, являясь жителями г. Черкесска  знали, что  прием платежей  за услуги по утилизации (захоронению) ТБО  осуществляет  ООО «РКЦ». Схема работы  по приему платежей и ведению учета потребителей между МУП «САХ», ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» аналогична  сформированной более пяти лет назад схеме работы  с ОАО «Водоканал», ОАО «Горэлектросети» и  КЧР ГУП «Тепловые сети», т.е.  то время, когда   руководителем  ОАО «Водоканал»  был   нынешний руководитель  ГУ по тарифам, следовательно,  ГУ по тарифам не могло не знать о   фактических взаимоотношениях  между  МУП «САХ», ООО «РКЦ» и ООО «Контролер». 

Следовательно, МУП «САХ»  несет  расходы по оплате  услуг сторонних организаций  и эти расходы включены в калькуляцию себестоимости услуг.   ГУ  по тарифам при расчете тарифа  это не выявлено и согласовало  все предложенные МУП «САХ»  расходы, за исключением  отчислений на социальные нужды, при этом увеличило уровень рентабельности.

Если  принять во внимание, что  МУП «САХ» оплачивает  за  ведение учета потребителей и за сбор платежей  только по населению,(это примерно половина объема  утилизируемых  ТБО (164, 3 из 335,1),  почти половина (______ тыс. руб.) заложенной в  тариф прибыли по  всему объему утилизируемых ТБО расходуется    на   оплату  услуг по  изготовлению и рассылке платежных документов и прием платежей. У МУП «САХ» остается  264, 7 тыс. руб. При  этом  Решением Думы г. Черкесска   на реализацию инвестиционной программы  на закупку глины   для устройства  изолирующего слоя  по дну котлована на 2 га  полигона  утверждено 359,7 тыс.руб., а источник финансирования -  прибыль. В результате  передачи   денежных средств  за прием платежей ООО «РКЦ» и за ведение  учета потребителей, включающего доставку  жителям МКД счетов работниками  ООО «Контролер»,  у МУП «САХ» на выполнение инвестиционной программы    возникает недостаток в сумме  95 тыс. руб.

Из вышеуказанного  следует, что МУП «САХ» запросило, а  ГУ по тарифам заложило в  тарифы расходы на  не  предусмотренную  действующим законодательством разноску счетов  жителям МКД, заключивших договор управления, кроме этого в финансовые потребности  МУП «САХ» заложены расходы на оплату услуг ООО «РКЦ»  по сбору платежей. Эти расходы  повлияли на величину  установленного тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО.

В 2012 году на всей территории РФ  была установлена    максимальная величина роста  тарифов с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. включительно  в размере 100 % для всех  коммунальных ресурсов, и ГУ по тарифам просто «подогнало» финансовые потребности  МУП «САХ»  под тариф, установленный  для этой услуги на 2011 год,  в результате этого тариф на утилизацию (захоронение) ТБО в 1 полугодии 2012 года не изменился, хотя если бы расходы на разноску счетов  жителям МКД, заключившим договор управления, а также  расходы на оплату услуг по сбору (приему) платежей были выведены из  финансовых потребностей  регулируемой организации, то тариф уменьшился бы на сумму, отведенную на сбор (прием) платежей, на  сумму расходов по доставке счетов жителям МКД, заключившим договор управления (обслуживаемых ТСЖ, ЖК, ЖСК…) при этом  не были бы нарушены указания ФСТ РФ об  установлении тарифов на 1 полугодие 2012 года  не выше действовавших в 2011 году.

Включение расходов на сбор платежей и разноску   платежных документов в состав тарифов на  утилизацию (захоронение) ТБО не является оправданным и может привести к ограничению конкуренции, поскольку ставит некоторые хозяйствующие субъекты в преимущественное положение на соответствующем рынке по сравнению с конкурентами, приводит к подержанию  цен (тарифов на услуги по  утилизации (захоронению) ТБО. Потребитель должен иметь возможность самому  выбрать, где ему удобнее и выгоднее производить плату за коммунальные услуги с учетом процента за услугу по сбору платежей тех или иных агентов – конкурентов  на рынке приема платежей (банки, почта, иные агенты),  управляющие компании  (ТСЖ, ЖК, ЖСК) должны сами доставлять жителям МКД счета,  за что имеют право устанавливать плату и получать от  этой деятельности прибыль.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

При рассмотрении  данного дела Комиссия пришла к выводу, что МУП «САХ» и Главное управление КЧР по тарифам и ценам, включив в тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО расходы на  разноску счетов жителям МКД, заключившим договор управления (обслуживаемых ТСЖ, ЖК, ЖСК…),  расходы на оплату услуг организаций по приему платежей, нарушили статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что  приводит как к необоснованному повышению цен  по сравнению с фактическими затратами, так и к ограничению конкуренции и ущемлению интересов операторов на рынке приема платежей, не имеющих договорных отношений с МУП «САХ». 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам и муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автохозяйство по уборке города»     нарушившими   статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- пересмотреть тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО на  2012 год  для  потребителей МУП «САХ», исключив из состава тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО все необоснованные затраты   МУП «САХ».

3. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автохозяйство по уборке города»   предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- исключить из финансовых потребностей организации  на  коммунальные ресурсы  (утилизацию (захоронение) ТБО) на  2012 год  все необоснованные затраты, связанные   с  расходами  на оплату услуг иных организаций по приему платежей и расходами на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

4. Материалы данного дела направить в Прокуратуру КЧР для сведения и ходатайствовать об организации  комплексной проверки  деятельности  Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, муниципального унитарного предприятия «Специализированное автохозяйство по уборке города» и иных лиц, осуществляющих деятельность по  ведению учета потребителей, доставке счетов, приему платежей.

5. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

6. Поскольку Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам не устанавливает тариф  на  сбор и вывоз ТБО,  дело в этой части  прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                 <>

 

Члены Комиссии                                                                             <>

                      <>

<> 

                                                                                                                      <>

 

                Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

12 мая 2012 г.                                                                                   г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>;

- <>,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 12.05.2012 года по делу № 5 о нарушении муниципальным унитарным предприятием «Специализированное автохозяйство по уборке города» (369000, КЧР, г. Черкесск, Северная часть города)  и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Международная, 176-а)  статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автохозяйство по уборке города» и Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   прекратить нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении при  установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение согласованных действий путем  включения в тарифы расходов на  разноску счетов,  расходов на оплату услуг организаций по приему платежей которые привели  к  повышению тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО для  абонентов МУП «САХ».

 

В этих целях Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   обязано пересмотреть тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО на   2012 год  для  потребителей МУП «САХ», исключив из состава тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО все необоснованные затраты   МУП «САХ».

 

В этих целях муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автохозяйство по уборке города»   обязано исключить из финансовых потребностей организации  на  коммунальные ресурсы  (утилизацию (захоронение) ТБО) на  2012 год  все необоснованные затраты, связанные   с  расходами  на оплату услуг иных организаций по приему платежей и расходами на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

 

Срок исполнения  - до 20 июня 2012 года.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в срок не позднее 25 июня 2012 года.

 

Председатель Комиссии                                                                <>

 

Члены комиссии:                                                                           <>

 

                 <>

 

<> 

 

                                                                                              <>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6816 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении МУП "САХ" и ГУ по тарифам и ценам [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6816 [type] => solution [language] => ru [created] => 1338807659 [changed] => 1370521735 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521735 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  05 мая   2012 г.

Изготовлено в полном объеме:  12 мая 2012 г.                                                    г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>;

- <>,-

рассмотрев дело N 5 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Специализированное автохозяйство по уборке города» (369000, КЧР, г. Черкесск, Северная часть города) и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Крупской, 84)  статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в тариф на сбор и захоронение твердых бытовых отходов для населения на 2012 год расходов на оплату услуг организаций по приему платежей,

 

                                                        УСТАНОВИЛА:

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Федеральный закон от 22.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплексаПунктом 3 части 1 статьи 14 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.  

В соответствии с полномочиями, предусмотренными  частью 1 ст. 4 Закона № 210-ФЗ Правительство РФ своим постановлением от 14.07.20085 г. № 520  утвердило «Основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса»   и поручило Министерству регионального развития РФ по согласованию с Минэкономразвития РФ, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой разработать и утвердить Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Эти Методические указания  утверждены приказом Минрегиона № 47 от 15.02. 2011 г., зарегистрированным в Минюсте РФ 04.03. 2011 г. № 19999 (далее – Указания, начало действия Указаний 05.04.2011).

Указаниями  предусмотрено, что регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по захоронению ТБО, а также ведения раздельного учета финансовых потребностей по реализации производственной и инвестиционной программы. При установлении тарифов и надбавок не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности, отнесение их к финансовым потребностям по реализации производственной и инвестиционной программы.

Оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в финансовые потребности, производится исходя из фактически достигнутых величин, плана мероприятий повышения эффективности деятельности регулируемой организации, с учетом положений законодательства РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. При этом не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей, не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Указания, которые должны  применяться при  установлении тарифов на 2012 год содержат четкие указания о том, что расходы  на прием всех платежей и расходы на  изготовление и рассылку  платежных документов для жителей многоквартирных домов (кроме выбравших  непосредственное управление)   не должны включаться  в тарифы. В соответствии с п. 21 Указаний в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной и (или) инвестиционной программы, орган регулирования производит расчет указанных тарифов.

Комиссией  установлены следующие обстоятельства.

Жители г. Черкесска оплачивают муниципальному  унитарному предприятию «Специализированное автохозяйство по уборке города» (далее - МУП «САХ») за услуги по утилизации (захоронению) ТБО и за услуги  по сбору и вывозу ТБО. Это две самостоятельные услуги. Тарифы на эти услуги до 2011 г.  устанавливались  мэрией г. Черкесска, а начиная  с января 2011 г. тариф  на утилизацию (захоронению) ТБО регулирует Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее - ГУ по тарифам).  В отношении   платы за услуги по сбору и вывозу ТБО  ГУ по тарифам своим письмом № 1163  от  10.12.2010 г. уведомило Глав  муниципальных образований и руководителей  организаций коммунального комплекса  о том, что услуга по сбору   и вывозу ТБО   входит в состав услуг  по содержанию мест общего пользования, следовательно, не регулируется, а устанавливается путем достижения соглашения  между управляющей организацией и  собственниками помещений в МКД, либо  между  исполнителем услуги и   потребителем.  

Постановлением ГУ по тарифам от 30.11.2010 г. № 104  утвержден  с 01.01 2011 г. экономически обоснованный тариф на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемые потребителям г. Черкесска, в размере 14,91 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС), в  размере 17,6 руб. за 1 куб.м. (с учетом НДС). С 01.01.2012  года этот  тариф  не изменился.

Исходя из  материалов, представленных ГУ по тарифам,   при установлении тарифов и на 2011 г., и на 2012 г., расходы на оплату услуг  организаций по приему платежей не учитывались.  Указания, которые должны  применяться при  установлении тарифов на 2012 год, содержат четкие запреты: расходы  на прием платежей  изготовление и рассылку  платежных документов  не должны включаться  в тарифы. В заключениях рабочих групп,  протоколах  заседаний  Правления ГУ по тарифам и приложенных к ним согласованных ГУ по тарифам и МУП «САХ» калькуляциях  этих статей расходов не указано, однако,  эти расходы МУП «САХ» фактически  несет, о чем свидетельствуют  договоры и материалы,  представленные   по настоящему делу, а также  исследованные  при изучении  рынков приема платежей и ведения учета потребителей. 

02.04.2010 г. МУП «САХ» заключило  с ООО «Расчетно - кассовый центр» (далее – ООО «РКЦ») договор № ___/10, в соответствии с которым ООО «РКЦ» со 02.01.2010 г. по 30.11.2011 включительно  осуществляло прием платежей за  утилизацию (захоронение) ТБО  от  жителей г. Черкесска. С 01.12. 2011  вступил в силу аналогичный договор  от 10.11.2011 г. № ___/11. Дополнительно к этим договорам  10.11.2011 г. МУП «САХ»  заключило с  ООО «Контролер» договор № ___/11, в соответствии с которым   «Контролеру» с 01.12.2011 г. переданы полномочия по ведению учета потребителей  (физических лиц) по утилизации (захоронению) ТБО. В соответствии с   указанным  договором  производится не только ведение лицевых счетов и начисление  оплаты за потребленные коммунальные ресурсы, но и  разноска потребителям  платежных документов (счетов, квитанций), в том числе, жителям всех многоквартирных домов. Договоры действуют  и в настоящее время. ООО «Контролер»  осуществлял в 2011 году учет  38289 лицевых счетов, а  ООО «РКЦ»  собрано средств  за 2010 г. _______ тыс. руб., за 1 п/г 2011 г. – ________ тыс. руб. (эта  сумма включает плату  и за услуги по  сбору и  за услуги по  утилизации).  При этом  вознаграждение  ООО «РКЦ» в соответствии с договорами до 01.12.2011  составляло 5 % плюс НДС от суммы   поступивших платежей,  учет  потребителей  осуществлялся самим МУП «САХ», а сбор платежей осуществлялся как самим МУП «САХ», так и  ООО «РКЦ». С 01.12.2011 г. и по настоящее время   вознаграждение ООО «РКЦ» равно 6 % от суммы сбора, вознаграждение ООО «Контролер» также составляет 6 % от  общего сбора денежных средств.  С этого же момента  МУП «САХ»  не осуществляет  ведение учета потребителей – физических лиц и  сбор (прием) платежей. Путем осуществления несложного подсчета   получается, что при согласованном на 2012 год объеме подлежащих утилизации (захоронению) ТБО  от населения 116,8 тыс. куб.м. и тарифе на 2012 год 17,59 руб. за  1 куб.м.  вознаграждение ООО «Контролер» и ООО «РКЦ» вместе составит _____ тыс. руб.(12 % от _________ руб.). При этом на 2012 год МУП «САХ»  просило установить ему рентабельность   в размере   10 %, а  ГУ по тарифам установило рентабельность на уровне  11,6 %. Из  вышеприведенных  данных следует, что даже  при  установленном повышенном  уровне рентабельности  в 11,6 % МУП «САХ» не только не  получит  прибыль от деятельности по утилизации (захоронению) ТБО  от населения, но и  понесет убытки  в размере 0, 4 %. А ведь это – признак действий по доведению до банкротства.

То, что  учет потребителей и  сбор платежей для  МУП «САХ» осуществляли ООО «Контролер» и ООО «РКЦ» - общеизвестные факты. Эти вопросы  неоднократно освещались в  СМИ, да и работники ГУ по тарифам, являясь жителями г. Черкесска  знали, что  прием платежей  за услуги по утилизации (захоронению) ТБО  осуществляет  ООО «РКЦ». Схема работы  по приему платежей и ведению учета потребителей между МУП «САХ», ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» аналогична  сформированной более пяти лет назад схеме работы  с ОАО «Водоканал», ОАО «Горэлектросети» и  КЧР ГУП «Тепловые сети», т.е.  то время, когда   руководителем  ОАО «Водоканал»  был   нынешний руководитель  ГУ по тарифам, следовательно,  ГУ по тарифам не могло не знать о   фактических взаимоотношениях  между  МУП «САХ», ООО «РКЦ» и ООО «Контролер». 

Следовательно, МУП «САХ»  несет  расходы по оплате  услуг сторонних организаций  и эти расходы включены в калькуляцию себестоимости услуг.   ГУ  по тарифам при расчете тарифа  это не выявлено и согласовало  все предложенные МУП «САХ»  расходы, за исключением  отчислений на социальные нужды, при этом увеличило уровень рентабельности.

Если  принять во внимание, что  МУП «САХ» оплачивает  за  ведение учета потребителей и за сбор платежей  только по населению,(это примерно половина объема  утилизируемых  ТБО (164, 3 из 335,1),  почти половина (______ тыс. руб.) заложенной в  тариф прибыли по  всему объему утилизируемых ТБО расходуется    на   оплату  услуг по  изготовлению и рассылке платежных документов и прием платежей. У МУП «САХ» остается  264, 7 тыс. руб. При  этом  Решением Думы г. Черкесска   на реализацию инвестиционной программы  на закупку глины   для устройства  изолирующего слоя  по дну котлована на 2 га  полигона  утверждено 359,7 тыс.руб., а источник финансирования -  прибыль. В результате  передачи   денежных средств  за прием платежей ООО «РКЦ» и за ведение  учета потребителей, включающего доставку  жителям МКД счетов работниками  ООО «Контролер»,  у МУП «САХ» на выполнение инвестиционной программы    возникает недостаток в сумме  95 тыс. руб.

Из вышеуказанного  следует, что МУП «САХ» запросило, а  ГУ по тарифам заложило в  тарифы расходы на  не  предусмотренную  действующим законодательством разноску счетов  жителям МКД, заключивших договор управления, кроме этого в финансовые потребности  МУП «САХ» заложены расходы на оплату услуг ООО «РКЦ»  по сбору платежей. Эти расходы  повлияли на величину  установленного тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО.

В 2012 году на всей территории РФ  была установлена    максимальная величина роста  тарифов с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. включительно  в размере 100 % для всех  коммунальных ресурсов, и ГУ по тарифам просто «подогнало» финансовые потребности  МУП «САХ»  под тариф, установленный  для этой услуги на 2011 год,  в результате этого тариф на утилизацию (захоронение) ТБО в 1 полугодии 2012 года не изменился, хотя если бы расходы на разноску счетов  жителям МКД, заключившим договор управления, а также  расходы на оплату услуг по сбору (приему) платежей были выведены из  финансовых потребностей  регулируемой организации, то тариф уменьшился бы на сумму, отведенную на сбор (прием) платежей, на  сумму расходов по доставке счетов жителям МКД, заключившим договор управления (обслуживаемых ТСЖ, ЖК, ЖСК…) при этом  не были бы нарушены указания ФСТ РФ об  установлении тарифов на 1 полугодие 2012 года  не выше действовавших в 2011 году.

Включение расходов на сбор платежей и разноску   платежных документов в состав тарифов на  утилизацию (захоронение) ТБО не является оправданным и может привести к ограничению конкуренции, поскольку ставит некоторые хозяйствующие субъекты в преимущественное положение на соответствующем рынке по сравнению с конкурентами, приводит к подержанию  цен (тарифов на услуги по  утилизации (захоронению) ТБО. Потребитель должен иметь возможность самому  выбрать, где ему удобнее и выгоднее производить плату за коммунальные услуги с учетом процента за услугу по сбору платежей тех или иных агентов – конкурентов  на рынке приема платежей (банки, почта, иные агенты),  управляющие компании  (ТСЖ, ЖК, ЖСК) должны сами доставлять жителям МКД счета,  за что имеют право устанавливать плату и получать от  этой деятельности прибыль.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

При рассмотрении  данного дела Комиссия пришла к выводу, что МУП «САХ» и Главное управление КЧР по тарифам и ценам, включив в тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО расходы на  разноску счетов жителям МКД, заключившим договор управления (обслуживаемых ТСЖ, ЖК, ЖСК…),  расходы на оплату услуг организаций по приему платежей, нарушили статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что  приводит как к необоснованному повышению цен  по сравнению с фактическими затратами, так и к ограничению конкуренции и ущемлению интересов операторов на рынке приема платежей, не имеющих договорных отношений с МУП «САХ». 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам и муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автохозяйство по уборке города»     нарушившими   статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- пересмотреть тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО на  2012 год  для  потребителей МУП «САХ», исключив из состава тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО все необоснованные затраты   МУП «САХ».

3. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автохозяйство по уборке города»   предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- исключить из финансовых потребностей организации  на  коммунальные ресурсы  (утилизацию (захоронение) ТБО) на  2012 год  все необоснованные затраты, связанные   с  расходами  на оплату услуг иных организаций по приему платежей и расходами на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

4. Материалы данного дела направить в Прокуратуру КЧР для сведения и ходатайствовать об организации  комплексной проверки  деятельности  Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, муниципального унитарного предприятия «Специализированное автохозяйство по уборке города» и иных лиц, осуществляющих деятельность по  ведению учета потребителей, доставке счетов, приему платежей.

5. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

6. Поскольку Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам не устанавливает тариф  на  сбор и вывоз ТБО,  дело в этой части  прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                 <>

 

Члены Комиссии                                                                             <>

                      <>

<> 

                                                                                                                      <>

 

                Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

12 мая 2012 г.                                                                                   г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>;

- <>,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 12.05.2012 года по делу № 5 о нарушении муниципальным унитарным предприятием «Специализированное автохозяйство по уборке города» (369000, КЧР, г. Черкесск, Северная часть города)  и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Международная, 176-а)  статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автохозяйство по уборке города» и Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   прекратить нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении при  установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение согласованных действий путем  включения в тарифы расходов на  разноску счетов,  расходов на оплату услуг организаций по приему платежей которые привели  к  повышению тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО для  абонентов МУП «САХ».

 

В этих целях Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   обязано пересмотреть тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО на   2012 год  для  потребителей МУП «САХ», исключив из состава тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО все необоснованные затраты   МУП «САХ».

 

В этих целях муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автохозяйство по уборке города»   обязано исключить из финансовых потребностей организации  на  коммунальные ресурсы  (утилизацию (захоронение) ТБО) на  2012 год  все необоснованные затраты, связанные   с  расходами  на оплату услуг иных организаций по приему платежей и расходами на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

 

Срок исполнения  - до 20 июня 2012 года.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в срок не позднее 25 июня 2012 года.

 

Председатель Комиссии                                                                <>

 

Члены комиссии:                                                                           <>

 

                 <>

 

<> 

 

                                                                                              <>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  05 мая   2012 г.

Изготовлено в полном объеме:  12 мая 2012 г.                                                    г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>;

- <>,-

рассмотрев дело N 5 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Специализированное автохозяйство по уборке города» (369000, КЧР, г. Черкесск, Северная часть города) и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Крупской, 84)  статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в тариф на сбор и захоронение твердых бытовых отходов для населения на 2012 год расходов на оплату услуг организаций по приему платежей,

 

                                                        УСТАНОВИЛА:

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Федеральный закон от 22.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплексаПунктом 3 части 1 статьи 14 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.  

В соответствии с полномочиями, предусмотренными  частью 1 ст. 4 Закона № 210-ФЗ Правительство РФ своим постановлением от 14.07.20085 г. № 520  утвердило «Основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса»   и поручило Министерству регионального развития РФ по согласованию с Минэкономразвития РФ, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой разработать и утвердить Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Эти Методические указания  утверждены приказом Минрегиона № 47 от 15.02. 2011 г., зарегистрированным в Минюсте РФ 04.03. 2011 г. № 19999 (далее – Указания, начало действия Указаний 05.04.2011).

Указаниями  предусмотрено, что регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по захоронению ТБО, а также ведения раздельного учета финансовых потребностей по реализации производственной и инвестиционной программы. При установлении тарифов и надбавок не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности, отнесение их к финансовым потребностям по реализации производственной и инвестиционной программы.

Оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в финансовые потребности, производится исходя из фактически достигнутых величин, плана мероприятий повышения эффективности деятельности регулируемой организации, с учетом положений законодательства РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. При этом не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей, не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Указания, которые должны  применяться при  установлении тарифов на 2012 год содержат четкие указания о том, что расходы  на прием всех платежей и расходы на  изготовление и рассылку  платежных документов для жителей многоквартирных домов (кроме выбравших  непосредственное управление)   не должны включаться  в тарифы. В соответствии с п. 21 Указаний в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной и (или) инвестиционной программы, орган регулирования производит расчет указанных тарифов.

Комиссией  установлены следующие обстоятельства.

Жители г. Черкесска оплачивают муниципальному  унитарному предприятию «Специализированное автохозяйство по уборке города» (далее - МУП «САХ») за услуги по утилизации (захоронению) ТБО и за услуги  по сбору и вывозу ТБО. Это две самостоятельные услуги. Тарифы на эти услуги до 2011 г.  устанавливались  мэрией г. Черкесска, а начиная  с января 2011 г. тариф  на утилизацию (захоронению) ТБО регулирует Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее - ГУ по тарифам).  В отношении   платы за услуги по сбору и вывозу ТБО  ГУ по тарифам своим письмом № 1163  от  10.12.2010 г. уведомило Глав  муниципальных образований и руководителей  организаций коммунального комплекса  о том, что услуга по сбору   и вывозу ТБО   входит в состав услуг  по содержанию мест общего пользования, следовательно, не регулируется, а устанавливается путем достижения соглашения  между управляющей организацией и  собственниками помещений в МКД, либо  между  исполнителем услуги и   потребителем.  

Постановлением ГУ по тарифам от 30.11.2010 г. № 104  утвержден  с 01.01 2011 г. экономически обоснованный тариф на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемые потребителям г. Черкесска, в размере 14,91 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС), в  размере 17,6 руб. за 1 куб.м. (с учетом НДС). С 01.01.2012  года этот  тариф  не изменился.

Исходя из  материалов, представленных ГУ по тарифам,   при установлении тарифов и на 2011 г., и на 2012 г., расходы на оплату услуг  организаций по приему платежей не учитывались.  Указания, которые должны  применяться при  установлении тарифов на 2012 год, содержат четкие запреты: расходы  на прием платежей  изготовление и рассылку  платежных документов  не должны включаться  в тарифы. В заключениях рабочих групп,  протоколах  заседаний  Правления ГУ по тарифам и приложенных к ним согласованных ГУ по тарифам и МУП «САХ» калькуляциях  этих статей расходов не указано, однако,  эти расходы МУП «САХ» фактически  несет, о чем свидетельствуют  договоры и материалы,  представленные   по настоящему делу, а также  исследованные  при изучении  рынков приема платежей и ведения учета потребителей. 

02.04.2010 г. МУП «САХ» заключило  с ООО «Расчетно - кассовый центр» (далее – ООО «РКЦ») договор № ___/10, в соответствии с которым ООО «РКЦ» со 02.01.2010 г. по 30.11.2011 включительно  осуществляло прием платежей за  утилизацию (захоронение) ТБО  от  жителей г. Черкесска. С 01.12. 2011  вступил в силу аналогичный договор  от 10.11.2011 г. № ___/11. Дополнительно к этим договорам  10.11.2011 г. МУП «САХ»  заключило с  ООО «Контролер» договор № ___/11, в соответствии с которым   «Контролеру» с 01.12.2011 г. переданы полномочия по ведению учета потребителей  (физических лиц) по утилизации (захоронению) ТБО. В соответствии с   указанным  договором  производится не только ведение лицевых счетов и начисление  оплаты за потребленные коммунальные ресурсы, но и  разноска потребителям  платежных документов (счетов, квитанций), в том числе, жителям всех многоквартирных домов. Договоры действуют  и в настоящее время. ООО «Контролер»  осуществлял в 2011 году учет  38289 лицевых счетов, а  ООО «РКЦ»  собрано средств  за 2010 г. _______ тыс. руб., за 1 п/г 2011 г. – ________ тыс. руб. (эта  сумма включает плату  и за услуги по  сбору и  за услуги по  утилизации).  При этом  вознаграждение  ООО «РКЦ» в соответствии с договорами до 01.12.2011  составляло 5 % плюс НДС от суммы   поступивших платежей,  учет  потребителей  осуществлялся самим МУП «САХ», а сбор платежей осуществлялся как самим МУП «САХ», так и  ООО «РКЦ». С 01.12.2011 г. и по настоящее время   вознаграждение ООО «РКЦ» равно 6 % от суммы сбора, вознаграждение ООО «Контролер» также составляет 6 % от  общего сбора денежных средств.  С этого же момента  МУП «САХ»  не осуществляет  ведение учета потребителей – физических лиц и  сбор (прием) платежей. Путем осуществления несложного подсчета   получается, что при согласованном на 2012 год объеме подлежащих утилизации (захоронению) ТБО  от населения 116,8 тыс. куб.м. и тарифе на 2012 год 17,59 руб. за  1 куб.м.  вознаграждение ООО «Контролер» и ООО «РКЦ» вместе составит _____ тыс. руб.(12 % от _________ руб.). При этом на 2012 год МУП «САХ»  просило установить ему рентабельность   в размере   10 %, а  ГУ по тарифам установило рентабельность на уровне  11,6 %. Из  вышеприведенных  данных следует, что даже  при  установленном повышенном  уровне рентабельности  в 11,6 % МУП «САХ» не только не  получит  прибыль от деятельности по утилизации (захоронению) ТБО  от населения, но и  понесет убытки  в размере 0, 4 %. А ведь это – признак действий по доведению до банкротства.

То, что  учет потребителей и  сбор платежей для  МУП «САХ» осуществляли ООО «Контролер» и ООО «РКЦ» - общеизвестные факты. Эти вопросы  неоднократно освещались в  СМИ, да и работники ГУ по тарифам, являясь жителями г. Черкесска  знали, что  прием платежей  за услуги по утилизации (захоронению) ТБО  осуществляет  ООО «РКЦ». Схема работы  по приему платежей и ведению учета потребителей между МУП «САХ», ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» аналогична  сформированной более пяти лет назад схеме работы  с ОАО «Водоканал», ОАО «Горэлектросети» и  КЧР ГУП «Тепловые сети», т.е.  то время, когда   руководителем  ОАО «Водоканал»  был   нынешний руководитель  ГУ по тарифам, следовательно,  ГУ по тарифам не могло не знать о   фактических взаимоотношениях  между  МУП «САХ», ООО «РКЦ» и ООО «Контролер». 

Следовательно, МУП «САХ»  несет  расходы по оплате  услуг сторонних организаций  и эти расходы включены в калькуляцию себестоимости услуг.   ГУ  по тарифам при расчете тарифа  это не выявлено и согласовало  все предложенные МУП «САХ»  расходы, за исключением  отчислений на социальные нужды, при этом увеличило уровень рентабельности.

Если  принять во внимание, что  МУП «САХ» оплачивает  за  ведение учета потребителей и за сбор платежей  только по населению,(это примерно половина объема  утилизируемых  ТБО (164, 3 из 335,1),  почти половина (______ тыс. руб.) заложенной в  тариф прибыли по  всему объему утилизируемых ТБО расходуется    на   оплату  услуг по  изготовлению и рассылке платежных документов и прием платежей. У МУП «САХ» остается  264, 7 тыс. руб. При  этом  Решением Думы г. Черкесска   на реализацию инвестиционной программы  на закупку глины   для устройства  изолирующего слоя  по дну котлована на 2 га  полигона  утверждено 359,7 тыс.руб., а источник финансирования -  прибыль. В результате  передачи   денежных средств  за прием платежей ООО «РКЦ» и за ведение  учета потребителей, включающего доставку  жителям МКД счетов работниками  ООО «Контролер»,  у МУП «САХ» на выполнение инвестиционной программы    возникает недостаток в сумме  95 тыс. руб.

Из вышеуказанного  следует, что МУП «САХ» запросило, а  ГУ по тарифам заложило в  тарифы расходы на  не  предусмотренную  действующим законодательством разноску счетов  жителям МКД, заключивших договор управления, кроме этого в финансовые потребности  МУП «САХ» заложены расходы на оплату услуг ООО «РКЦ»  по сбору платежей. Эти расходы  повлияли на величину  установленного тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО.

В 2012 году на всей территории РФ  была установлена    максимальная величина роста  тарифов с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. включительно  в размере 100 % для всех  коммунальных ресурсов, и ГУ по тарифам просто «подогнало» финансовые потребности  МУП «САХ»  под тариф, установленный  для этой услуги на 2011 год,  в результате этого тариф на утилизацию (захоронение) ТБО в 1 полугодии 2012 года не изменился, хотя если бы расходы на разноску счетов  жителям МКД, заключившим договор управления, а также  расходы на оплату услуг по сбору (приему) платежей были выведены из  финансовых потребностей  регулируемой организации, то тариф уменьшился бы на сумму, отведенную на сбор (прием) платежей, на  сумму расходов по доставке счетов жителям МКД, заключившим договор управления (обслуживаемых ТСЖ, ЖК, ЖСК…) при этом  не были бы нарушены указания ФСТ РФ об  установлении тарифов на 1 полугодие 2012 года  не выше действовавших в 2011 году.

Включение расходов на сбор платежей и разноску   платежных документов в состав тарифов на  утилизацию (захоронение) ТБО не является оправданным и может привести к ограничению конкуренции, поскольку ставит некоторые хозяйствующие субъекты в преимущественное положение на соответствующем рынке по сравнению с конкурентами, приводит к подержанию  цен (тарифов на услуги по  утилизации (захоронению) ТБО. Потребитель должен иметь возможность самому  выбрать, где ему удобнее и выгоднее производить плату за коммунальные услуги с учетом процента за услугу по сбору платежей тех или иных агентов – конкурентов  на рынке приема платежей (банки, почта, иные агенты),  управляющие компании  (ТСЖ, ЖК, ЖСК) должны сами доставлять жителям МКД счета,  за что имеют право устанавливать плату и получать от  этой деятельности прибыль.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

При рассмотрении  данного дела Комиссия пришла к выводу, что МУП «САХ» и Главное управление КЧР по тарифам и ценам, включив в тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО расходы на  разноску счетов жителям МКД, заключившим договор управления (обслуживаемых ТСЖ, ЖК, ЖСК…),  расходы на оплату услуг организаций по приему платежей, нарушили статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что  приводит как к необоснованному повышению цен  по сравнению с фактическими затратами, так и к ограничению конкуренции и ущемлению интересов операторов на рынке приема платежей, не имеющих договорных отношений с МУП «САХ». 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам и муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автохозяйство по уборке города»     нарушившими   статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- пересмотреть тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО на  2012 год  для  потребителей МУП «САХ», исключив из состава тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО все необоснованные затраты   МУП «САХ».

3. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автохозяйство по уборке города»   предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- исключить из финансовых потребностей организации  на  коммунальные ресурсы  (утилизацию (захоронение) ТБО) на  2012 год  все необоснованные затраты, связанные   с  расходами  на оплату услуг иных организаций по приему платежей и расходами на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

4. Материалы данного дела направить в Прокуратуру КЧР для сведения и ходатайствовать об организации  комплексной проверки  деятельности  Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, муниципального унитарного предприятия «Специализированное автохозяйство по уборке города» и иных лиц, осуществляющих деятельность по  ведению учета потребителей, доставке счетов, приему платежей.

5. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

6. Поскольку Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам не устанавливает тариф  на  сбор и вывоз ТБО,  дело в этой части  прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                 <>

 

Члены Комиссии                                                                             <>

                      <>

<> 

                                                                                                                      <>

 

                Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

12 мая 2012 г.                                                                                   г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <>,

Членов Комиссии:

- <>;

- <>;

- <>;

- <>,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 12.05.2012 года по делу № 5 о нарушении муниципальным унитарным предприятием «Специализированное автохозяйство по уборке города» (369000, КЧР, г. Черкесск, Северная часть города)  и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Международная, 176-а)  статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автохозяйство по уборке города» и Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   прекратить нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении при  установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение согласованных действий путем  включения в тарифы расходов на  разноску счетов,  расходов на оплату услуг организаций по приему платежей которые привели  к  повышению тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО для  абонентов МУП «САХ».

 

В этих целях Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   обязано пересмотреть тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО на   2012 год  для  потребителей МУП «САХ», исключив из состава тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО все необоснованные затраты   МУП «САХ».

 

В этих целях муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автохозяйство по уборке города»   обязано исключить из финансовых потребностей организации  на  коммунальные ресурсы  (утилизацию (захоронение) ТБО) на  2012 год  все необоснованные затраты, связанные   с  расходами  на оплату услуг иных организаций по приему платежей и расходами на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

 

Срок исполнения  - до 20 июня 2012 года.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в срок не позднее 25 июня 2012 года.

 

Председатель Комиссии                                                                <>

 

Члены комиссии:                                                                           <>

 

                 <>

 

<> 

 

                                                                                              <>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 774-1/15 [format] => [safe_value] => 774-1/15 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 5 [format] => [safe_value] => 5 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Курирующий - начальник отдела Кумратов Солтан Муратович

т./факс: (8782) 26-69-93

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 36 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 36 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] =>

 

Антимонопольное регулирование: ЖКХ
Курирующий заместитель - Бабаев Каир Абуталибович
тел.: (8782) 25-64-40
 
Отдел защиты конкуренции и контроля органов власти
тел.: (8782) 25-20-41
[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-12 12:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-12 07:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1338807659 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Карачаево-Черкессоке УФАС России )