Госзаказ и борьба с коррупцией
В последние годы в России был принят блок антикоррупционных законов заложивших основу для реализации федеральных программ противодействия коррупции, позволяющих организовать эффективную работу по борьбе с коррупцией.
В их числе Федеральные законы «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).
Все мы знаем, что государственные и муниципальные закупки в нашей стране являются сферой, в которой коррупция занимает не последнее место.
Закон о размещении заказов является нормативным актом прямого действия в части противодействия коррупции. Одной из основных целей данного Закона является расширение доступа к участию в торгах и как следствие значительное снижение уровня коррупции.
В нашей Республике прослеживается обратное - сокращение числа заявок на торгах, рост доли контрактов, размещенных у единственного источника и с каждым разом сокращение количества жалоб поступающих от участников размещения заказов.
Данные факты свидетельствуют о том, что результаты торгов в Республике зачастую предопределены заказчиками, а оказываемое давление ими на участников размещения заказа неизвестно контрольным органам, поэтому такие заказчики остаются безнаказанными.
Как показывает практика, с такими формами недобросовестности заказчиков сложно бороться без объединения сил не только правоохранительных и контрольно-надзорных органов, но и граждан нашего общества, наиболее остро страдающих от различных форм проявления коррупции в нашей стране.
Антимонопольная служба в рамках, возложенных на нее функций по контролю за размещением госзаказа, при поступлении жалоб или информации о нарушении требований Закона о размещении заказов, незамедлительно проводит внеплановые проверки размещенных государственных и муниципальных заказов.
Также в целях совершенствования деятельности по выявлению преступлений коррупционной направленности специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР и Прокуратуры КЧР (ее территориальными подразделениями) с 2009 года проводятся совместные контрольные мероприятия на территории республики.
В цифрах за 2009 год и 1 полугодие 2010 года было проведено 23 совместных выездных и камеральных контрольных мероприятия в федеральных терорганах государственной власти, в органах государственной власти Республики и в муниципальных органах власти по соблюдению законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Совместно было проверено 268 размещенных государственных и муниципальных заказов, выявлено 181 нарушение требований Закона о размещении заказов. По итогам проверок заказчикам, нарушившим требования Закона о размещении заказов, были выданы предписания УФАС по КЧР об устранении (недопущении) таких нарушений и представления Прокуратуры КЧР об устранении таких нарушений. На Заказчиков, членов комиссий допустивших нарушения Закона о размещении заказов, за которые предусмотрены административные санкции, были наложены административные штрафы, установленные Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Количество нарушений приведенных выше, подтверждает, что госзакупки в нашей Республике являются на сегодняшний день проблемной сферой деятельности. Поэтому, сотрудниками антимонопольной службы активно ведется работа по предупреждению и устранению нарушений законодательства о размещении заказов. Но для достижения наибольшего результата по пресечению нарушений и эффективному противодействию коррупции в нашей стране нам зачастую необходима бдительность и своевременная реакция участников размещения заказов на противоправные действия государственных/муниципальных заказчиков, членов комиссий.
Телефон отдела контроля размещения госзаказа и рекламы УФАС по КЧР – 8 (87822) 5-16-67, факс 5-51-02.
Главный специалист – эксперт отдела
контроля размещения госзаказа и рекламы
УФАС по КЧР - Д.М. Карасова