Коммунальные платежи- в «окно» монополиста
С начала 2010 года в УФАС по КЧР участились устные и письменные обращения жителей г. Черкесска на то, что прием платежей за услуги водо-тепло-электроснабжения осуществляет только ООО «Сбытовая энергетическая компания»(ООО СЭК). С целью изучения вопроса о предоставлении потребителям г. Черкесска возможности оплатить за коммунальные услуги через иных хозяйствующие субъекты были направлены запросы в ООО СЭК, кредитные учреждения и УФПС КЧР.
По представленным материалам выясняется, что прямые договора с коммунальными предприятиями по приему платежей за их услуги заключены этими организациями (ОАО «Черкесские городские электрические сети», ОАО «Водоканал», РГУП «Тепловые сети») только с ООО СЭК. При этом ООО СЭК, ОАО «Черкесские городские электрические сети», ОАО «Водоканал» составляют одну группу лиц. Остальные учреждения принимают плату за коммунальные услуги по договорам с ООО СЭК и перечисляют собранные средства ООО СЭК, а не прямым поставщикам коммунальных услуг. По прямым договорам ООО СЭК за свои услуги получает вознаграждение в размере 3 % от общего сбора, а прочие учреждения по договору с ООО СЭК от 1,5 до 2 %. Отсутствие прямых договоров с коммунальными предприятиями вынуждает их (конкурентов ООО СЭК) взыскивать с физических лиц также комиссионные сборы в соответствии с порядком предоставления финансовых услуг, что также вынуждает плательщиков коммунальных услуг отказываться от услуг этих организаций.
Данная ситуация создавалась целенаправленно вышеуказанной группой лиц с момента создания ООО СЭК в 2005 году. Целью создания данной организации было разделение сбыта и распределения в электроснабжающей отрасли в г.Черкесске в соответствие законодательством о реформировании электроэнергетики. В конечном итоге создана монопольная структура, которая смогла за несколько лет устранить конкуренцию в сфере услуг по приему платежей за коммунальные услуги.
Из анализа информации, представленной банками и Почтой, следует, что количество физических лиц, оплативших услуги коммунальных предприятий в их кассы, по годам изменилось следующим образом:
год наименование банка | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
ОАО Сбербанк | 21820 | 27120 | 4149 | 3348 | 3998 | 2754 |
ОАО Связь Банк | 29241 | 28709 | 25587 | 2006 | 346 | 2 |
ОАО АКБ Гелиос | 300 | 900 | 1200 | - | - | - |
Почта России* | 27979 | 3352 | 830 | 289 | ||
* только за услуги ЖКХ (техобслуживание жилого фонда)
Из таблицы следует:
- количество оплативших за коммунальные услуги в ОСБ 8585 Сбербанка России клиентов в 2009 году по сравнению с 2005 годом уменьшилось почти в 10 раз (27120-2754);
- в АКБ «Гелиос» в 2004 – 2006 годах происходило увеличение количества клиентов, оплачивавших за услуги через открытые в этом банке счета (
- ОАО АКБ «Связь Банк» количество оплативших за коммунальные услуги клиентов в 2009 году по сравнению с 2005 годом уменьшилось в 14354 раза (28709-2).
ООО СЭК внесено в ЕГРЮЛ 05.03.2005 г. за ОГРН 1050900918991 в связи с его созданием. Местонахождение Общества в соответствии с Уставом ( в редакции от 10.08.2009 г.) – г. Черкесск, ул. Международная, 109. Единственным учредителем Общества является ОАО «Черкесские городские электрические сети». Общество имеет 9 зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД, в т.ч. 74.84 (предоставление прочих услуг). Приказом УФАС по КЧР № 88 от 21.11.2008 г. Общество включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами имеет на рынке предоставления прочих услуг (прием платежей за коммунальные услуги от населения за передачу электроэнергии, распределение воды, удаление и обработку сточных вод) в географических границах г. Черкесска долю в размере более 50 %. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение ООО СЭК на рынке является доминирующим.
Общий объем сбора ООО СЭК денежных средств от населения за коммунальные услуги за 2009 год составил 631 300,5 тыс. руб., а общий объем доходов ООО СЭК по сбору денежных средств от населения за коммунальные услуги за 2009 год составил 35 876,6 тыс. руб. (5,68 % от общего объема сбора).
С начала своего создания ООО СЭК в составе группы лиц совершало действия, направленные на ограничение и устранение конкуренции в рассматриваемой сфере. Это и рассылка писем своим конкурентам о необходимости расторжения договоров, это и расторжение самых договоров, заключение договоров с худшими условиями и т.д. В 2008 году УФАС по КЧР возбуждало дело в отношении группы лиц по ст.11 за согласованные действия, направленные на создание препятствий для всех хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по приему платежей. Группа лиц тогда обжаловала предписание антимонопольного управления и к сожалению северокавказские арбитражные суды не нашли согласованности действий в очевидных документах, подписанных действующими лицами, и последовавших вслед за этим событиях.
С 2008 года ООО СЭК, развивая общую тенденцию, совершило действия, приведшие к практическому устранению конкуренции в данной сфере.
Оценив имеющиеся материалы и информацию, УФАС по КЧР определением от 01.03.2010 г. возбуждено дело в отношении ООО СЭК по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в его действиях (бездействии), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
9 марта 2010 года состоялось первое заседание Комиссии УФАС по КЧР по данному делу, по результатам которого выявлена необходимость привлечения к участию в деле УФПС по КЧР и банковские организации и установления обстоятельств их взаимодействия с ООО СЭК и коммунальными предприятиями.