Теплоснабжающая организация признана нарушившей антимонопольное законодательство при предоставлении услуг по отоплению

Карачаево-Черкесским УФАС России (далее – Управление) рассмотрено дело по признакам нарушения теплоснабжающей организацией части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Дело было возбуждено в результате рассмотрения коллективной жалобы жителей многоквартирных домов (далее – Заявители) на действия (бездействие) теплоснабжающей организации, выразившиеся в предоставлении коммунальной услуги «Отопление» ненадлежащего качества в отопительном сезоне 2021-2022.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Управления установлено, что в котельной теплоснабжающей организации не соблюдается утвержденный температурный график +95/70 C°. Выявлены неоднократные отклонения температуры теплоносителя от нормативов, что является причиной понижения температуры в местах проживания граждан и свидетельствует о предоставлении ненадлежащей коммунальной услуги.

В своих возражениях теплоснабжающая организация заявила, что показатели тепловычислителя котельной являются среднесуточной температурой и не могут применяться как показатель фактической работы котельной. Кроме того, в январе 2022 года было выявлено повреждение участка теплотрассы, в связи с чем в период с 18.01.2022 по 19.01.2022, поставка тепловой энергии производилась со снижением параметров теплоносителя. Также 13, 14, 15, 16 января 2022 года по причине поставки некачественного жидкого топлива котельная не могла выдать необходимую температуру теплоносителя.

Доказательств наличия каких-либо потерь на теплотрассе которые могли свидетельствовать о наличии ненормативных потерь тепловой энергии не установлено. Кроме того, согласно актам проверок готовности к отопительному периоду 2021 – 2022 проводимых в отношении МКД, комиссия, образованная постановлением Администрации органа местного самоуправления вынесла заключение о готовности вышеуказанных МКД к отопительному периоду. Причем теплоснабжающая организация осуществила подачу тепловой энергии, тем самым не возражая против готовности МКД к отопительному периоду 2021-2022.

В соответствии с пунктом 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 г. № 115 отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика. Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, теплоснабжающая организация является субъектом естественной монополии по передаче тепловой энергии в границах эксплуатируемых им систем теплоснабжения и на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

При этом, в связи с доминирующим положением теплоснабжающей организации на товарном рынке, потребители тепловой энергии не имеют альтернативы в выборе иного лица для получения надлежащих услуг теплоснабжения.

Таким образом, в действиях (бездействии) теплоснабжающей организации, выразившегося в не достижении необходимых значений температуры теплоносителя в подающем трубопроводе котельной теплоснабжающей организации, что привело к ущемлению интересов граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по отоплению, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела теплоснабжающая организация признана нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдано обязательное для исполнения предписание.