Каир Бабаев: Господдержка автопрома должна охватывать предприятия всех форм собственности

 

Состояние конкуренции на рынке пассажирских перевозок и при передаче в пользование государственного и муниципального имущества стало основной темой заседания Совета территориальных органов ФАС РФ, расположенных в СКФО, прошедшего в четверг, 18 июля, в Махачкале. В заседании совета приняли участие руководители территориальных органов ФАС России в СКФО. Карачаево-Черкесское УФАС представили руководитель Амин Уракчиев и заместитель руководителя Каир Бабаев.

С основными докладами выступили заместитель руководителя Карачаево-Черкесского УФАС России Каир Бабаев и заместитель руководителя Дагестанского УФАС России Киясудин Адигюзелов.

В своем докладе на тему «Развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок» заместитель руководителя УФАС по КЧР Каир Бабаев отметил, что в большинстве регионов РФ сфера пассажирских перевозок была переориентирована на функционирование на базе рыночной экономики гораздо позже, чем остальные отрасли. При этом, по его словам, льготные перевозки, наличие унитарных предприятий, неоднозначная налоговая система способствовали и продолжают способствовать сохранению в данной отрасли неэффективных технологий управления. 

Например, в Карачаево-Черкесии в конце 90-х годов отрасль столкнулась с системным кризисом, охватившим как проблемы технического состояния эксплуатируемого транспорта, так и способы управления и отрасли.

«Органы местного самоуправления не располагали средствами для возмещения выпадающих доходов задействованным транспортным организациям. Маршруты движения городского и пригородного транспорта были рассчитаны таким образом, что более 50% не окупали собственных расходов», - отмечается в докладе замруководителя УФАС по КЧР.

В итоге, по словам докладчика, начали высвобождаться транспортные средства, обслуживавшие предприятия и организации.

«Только в Черкесске несколько крупных предприятий, работавших в 2-3 смены, оставили без собственных перевозок более двух десятков автобусов. Эти автобусы начали «пиратским» способом перевозить пассажиров на городских и пригородных маршрутах, не имея разрешительных документов», – отметил Каир Бабаев.

Он добавил, что в 1997 году в УФАС обратились представители муниципальных предприятий с претензиями на недобросовестную конкуренцию со стороны частных автовладельцев. Эта недобросовестная конкуренция проявлялась в выездах на маршрут частного перевозчика за несколько минут раньше закрепленного по графику транспортного средства. Частные перевозчики имели общую лицензию на право осуществления пассажирских перевозок безо всякой привязки к маршрутам и графикам.

УФАС по КЧР были разработаны мероприятия по развитию конкуренции в сфере пассажирских перевозок.  В первую очередь, было необходимо придать легальный статус новым перевозчикам.

«Главными целями являлись максимальное наполнение маршрутов движения легальным транспортным составом, уменьшение объемов финансирования по льготным категориям граждан, достижение компромисса на конкурсной основе между муниципальным, государственным (республиканским) и частными автоперевозчиками, оптимизация маршрутной сети», - говорится в докладе замруководителя УФАС по КЧР.

При введении конкурсной системы не обошлось и без трудностей, добавил Каир Бабаев. «Имеется виду уход под крыло крупных предприятий значительного количества индивидуальных предпринимателей», – пояснил Каир Бабаев, добавив, что антимонопольным органом в этой связи были возбуждены 14 дел в отношении юридических лиц, закрепивших за собой паспорта маршрутов и продававших право работы на этих маршрутах индивидуальным предпринимателям.

УФАС выдало 14 организациям предписания о прекращении координации экономической деятельности в сфере транспортных перевозок при проведении конкурсного отбора  осуществления перевозочной деятельности.

Касаясь общей ситуации на рынке пассажирских перевозок по стране, Каир Бабаев отметил, что администрации ряда городов РФ часто создают выгодные условия для работы только для крупных компаний, то есть для муниципальных предприятий, игнорируя частные компании.

«Если принимать решение по государственной поддержке автопрома страны, в том числе и пассажирских перевозок, необходимо предусмотреть порядок распределения государственной поддержки по предприятиям всех форм собственности. Поддержка автопрома не должна перерастать в поддержку участников товарного рынка, приближенных к государственным или муниципальным структурам», - заключил Бабаев.

 

Пресс-служба Карачаево-Черкесского УФАС России