Галина Гринько провела семинар на тему «Изменения рекламного законодательства в 2012 году»

31 августа замруководителя управления – начальник отдела контроля госзаказов и рекламы Галина Гринько провела семинар для представителей карачаево-черкесских СМИ на тему «Изменения рекламного законодательства в 2012 году»

Ниже публикуем текст выступления по теме семинара:

Правовые основы  рекламной деятельности  в Российской Федерации определяет Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе».  Под рекламой понимается информация , распространенная любым способом  , в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на  привлечение внимания  к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса к нему  и его продвижения на рынке .

Сегодня у  российской рекламной сферы есть  несколько, на мой взгляд,  актуальных проблем и законодатели  , рассматривая те и или иные поправки в закон принимают новые изменения , о которых сегодня  будем говорить.

Остановимся на некоторых из них.

Государственная Дума Российской Федерации приняла новые поправки в закон о рекламе ( закон № 218-ФЗ от 18.07.2011г. и № 119-ФЗ от 20.07.2012) , которые вступили в действие 23 июля 2012 года.

Одно из изменений касается  запрета размещения алкогольной продукции в интернете и в периодических печатных изданиях. Закон вступает в силу  со дня его официального опубликования , а запрет на рекламу алкоголя  в печатных СМИ  - с 1 января 2013 года. При этом со дня его официального опубликования  и до 31 декабря 2012 года  реклама алкогольной продукции с содержанием  этилового спирта 5% и более объема готовой продукции в печатных СМИ разрешается. Введение полугодового переходного периода позволит печатным  изданиям , заключившим ранее договоры  с рекламодателями, выполнить его условия.

Согласно действующему законодательству , реклама алкогольной продукции запрещена на первой  и последней страницах  печатных СМИ, на обложках журналов, телевидении, радио , при кино-, и видеообслуживании , на рекламных конструкциях , на всех видах транспорта, в детских, образовательных, медицинских и других подобных учреждениях, а также  на расстоянии не ближе чем 100м от них.

С 23 июля 2012 года  помимо всех видов общественного транспорта , реклама алкогольной продукции запрещена также в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и автовокзалах, в местах розничной продажи  алкогольной продукции, а также в сети Интернет.

Особо отмечаем, что теперь  на законодательном уровне  нельзя будет рекламировать  проведение стимулирующих мероприятий, условием участия в которых  является приобретение алкогольной продукции. 

Одним из этапов  социально-правовой адаптации современного законодательства о рекламе  стало принятие  вышеупомянутого  закона № 218 –ФЗ  , изменения в котором  коснулись признания  пива алкогольной продукцией  и подведением его под требования  Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании  производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления ( распития) алкогольной продукции» статья 22 Закона «О рекламе» «реклама пива и напитков , изготавливаемых на его основе» , признана утратившей силу. Это нововведение  оказывает исключительно  положительное влияние  на сокращение пивного алкоголизма, так как повсеместная реклама пива, имеющая место быть в предыдущие годы  годы стала уже огромной проблемой для подрастающего поколения страны.

Также законодатель  ставит в приоритет информационную осведомленность своих граждан.  Теперь в рекламе  алкогольной продукции  необходимо будет указывать  сведения о наличии в продукте биологически активных добавок  и витаминов .

Отдельной хотелось бы вернуться к рекламе биологически активных добавок к пище (БАД).

Если в 2004 году в российских аптеках  продавалось 2500 наименований БАДов , то в 2012 – более 5000. Налицо расширение рынка БАДов и соответственно для организации активного их  сбыта мы видим как возросло  количество рекламных объявлений о чудодейственных свойствах этих добавок.

Несмотря на это, многие граждане  России до сих пор не могут определить сущность, цели применения и зачастую отождествляют их с лекарственными средствами, а также не знают о том , кто законодательно наделен правом на их реализацию и какие разрешительные документы при этом должны быть. Во-первых, БАД – это природные ( идентичные природному) биологически активные вещества – предназначены для  употребления одновременно с пищей или введения в состав  пищевых продуктов . Таким образом,  БАДы к лекарствам не относятся и  продаются без рецепта врача. Однако, представители многоуровнего маркетинга давно начали заниматься реализацией БАДов, поскольку очевидно, что это весьма прибыльное дело. БАД зачастую преподносят потребителям, как  лекарственные средства : используются те же формы при их изготовлении , например, капсулы, таблетки,  сиропы . Используется аналогичный дизайн упаковки. Названия БАДов  порой напоминают названия медикаментов , продавцы не любят использовать  словосочетание «биологически активная добавка», а предпочитают термин «препарат» , который у большинства населения  ассоциируется  с лекарством. Наверное, было бы правильным ввести запрет на законодательном уровне производителям и продавцам  БАДов  использовать данный термин  на упаковках и  при  рекламировании, а также непосредственно при продаже, введя эту норму в   статью 25 Закона «О рекламе». Думаю, это вопрос недалекого будущего.

Сегодня в действующей редакции закона «О рекламе»    указано: реклама БАД  и пищевых добавок  не должна: создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами  или обладают лечебными свойствами; содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок ; содержать выражение физическими лицами  в связи с применением  таких добавок ; побуждать к отказу от здорового  питания; создавать впечатление о  преимуществах таких добавок  путем ссылки на факт проведения исследований  обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также  использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

Справочно: Учреждения  и организации, реализующие БАДы должны иметь на каждый вид следующие документы:

  1. Накладную; 2. Свидетельство Роспотребнадзора  о государственной регистрации; 3. Заводской паспорт качества с санитарно-эпидемиологическим заключением  Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия  человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
  2. Согласно СанПиН 2.3.2-1290-03 розничная продажа БАДов возможна через аптечные учреждения, специализированные магазины по продаже  диетических продуктов, продовольственные магазины ( специальные отделы, секции, киоски).

При обнаружении  реализации БАДов  без указанных документов , они считаются в незаконном обороте , поэтому подлежат изъятию, а к лицам , у которых был обнаружен такой товар применяются меры административного наказания.

Как было сказано выше, учитывая рост производства различных БАДов  вопрос правовой регламентации их оборота и рекламирования   необходимо решать на законодательном уровне. Должна вестись работа по контролю за реализацией    БАДов в строгом соответствии с санитарными нормами и правилами, усилен государственный надзор  за производством и оборотом  БАД ов, активно информироваться население  в СМИ по данному вопросу.

 

Гринько Галина Павловна - замруководителя управления – начальник отдела контроля госзаказов и рекламы