Галина Гринько провела семинар на тему «Изменения рекламного законодательства в 2012 году»
31 августа замруководителя управления – начальник отдела контроля госзаказов и рекламы Галина Гринько провела семинар для представителей карачаево-черкесских СМИ на тему «Изменения рекламного законодательства в 2012 году»
Ниже публикуем текст выступления по теме семинара:
Правовые основы рекламной деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе». Под рекламой понимается информация , распространенная любым способом , в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке .
Сегодня у российской рекламной сферы есть несколько, на мой взгляд, актуальных проблем и законодатели , рассматривая те и или иные поправки в закон принимают новые изменения , о которых сегодня будем говорить.
Остановимся на некоторых из них.
Государственная Дума Российской Федерации приняла новые поправки в закон о рекламе ( закон № 218-ФЗ от 18.07.2011г. и № 119-ФЗ от 20.07.2012) , которые вступили в действие 23 июля 2012 года.
Одно из изменений касается запрета размещения алкогольной продукции в интернете и в периодических печатных изданиях. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования , а запрет на рекламу алкоголя в печатных СМИ - с 1 января 2013 года. При этом со дня его официального опубликования и до 31 декабря 2012 года реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5% и более объема готовой продукции в печатных СМИ разрешается. Введение полугодового переходного периода позволит печатным изданиям , заключившим ранее договоры с рекламодателями, выполнить его условия.
Согласно действующему законодательству , реклама алкогольной продукции запрещена на первой и последней страницах печатных СМИ, на обложках журналов, телевидении, радио , при кино-, и видеообслуживании , на рекламных конструкциях , на всех видах транспорта, в детских, образовательных, медицинских и других подобных учреждениях, а также на расстоянии не ближе чем 100м от них.
С 23 июля 2012 года помимо всех видов общественного транспорта , реклама алкогольной продукции запрещена также в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и автовокзалах, в местах розничной продажи алкогольной продукции, а также в сети Интернет.
Особо отмечаем, что теперь на законодательном уровне нельзя будет рекламировать проведение стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции.
Одним из этапов социально-правовой адаптации современного законодательства о рекламе стало принятие вышеупомянутого закона № 218 –ФЗ , изменения в котором коснулись признания пива алкогольной продукцией и подведением его под требования Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления ( распития) алкогольной продукции» статья 22 Закона «О рекламе» «реклама пива и напитков , изготавливаемых на его основе» , признана утратившей силу. Это нововведение оказывает исключительно положительное влияние на сокращение пивного алкоголизма, так как повсеместная реклама пива, имеющая место быть в предыдущие годы годы стала уже огромной проблемой для подрастающего поколения страны.
Также законодатель ставит в приоритет информационную осведомленность своих граждан. Теперь в рекламе алкогольной продукции необходимо будет указывать сведения о наличии в продукте биологически активных добавок и витаминов .
Отдельной хотелось бы вернуться к рекламе биологически активных добавок к пище (БАД).
Если в 2004 году в российских аптеках продавалось 2500 наименований БАДов , то в 2012 – более 5000. Налицо расширение рынка БАДов и соответственно для организации активного их сбыта мы видим как возросло количество рекламных объявлений о чудодейственных свойствах этих добавок.
Несмотря на это, многие граждане России до сих пор не могут определить сущность, цели применения и зачастую отождествляют их с лекарственными средствами, а также не знают о том , кто законодательно наделен правом на их реализацию и какие разрешительные документы при этом должны быть. Во-первых, БАД – это природные ( идентичные природному) биологически активные вещества – предназначены для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов . Таким образом, БАДы к лекарствам не относятся и продаются без рецепта врача. Однако, представители многоуровнего маркетинга давно начали заниматься реализацией БАДов, поскольку очевидно, что это весьма прибыльное дело. БАД зачастую преподносят потребителям, как лекарственные средства : используются те же формы при их изготовлении , например, капсулы, таблетки, сиропы . Используется аналогичный дизайн упаковки. Названия БАДов порой напоминают названия медикаментов , продавцы не любят использовать словосочетание «биологически активная добавка», а предпочитают термин «препарат» , который у большинства населения ассоциируется с лекарством. Наверное, было бы правильным ввести запрет на законодательном уровне производителям и продавцам БАДов использовать данный термин на упаковках и при рекламировании, а также непосредственно при продаже, введя эту норму в статью 25 Закона «О рекламе». Думаю, это вопрос недалекого будущего.
Сегодня в действующей редакции закона «О рекламе» указано: реклама БАД и пищевых добавок не должна: создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами или обладают лечебными свойствами; содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок ; содержать выражение физическими лицами в связи с применением таких добавок ; побуждать к отказу от здорового питания; создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
Справочно: Учреждения и организации, реализующие БАДы должны иметь на каждый вид следующие документы:
- Накладную; 2. Свидетельство Роспотребнадзора о государственной регистрации; 3. Заводской паспорт качества с санитарно-эпидемиологическим заключением Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
- Согласно СанПиН 2.3.2-1290-03 розничная продажа БАДов возможна через аптечные учреждения, специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины ( специальные отделы, секции, киоски).
При обнаружении реализации БАДов без указанных документов , они считаются в незаконном обороте , поэтому подлежат изъятию, а к лицам , у которых был обнаружен такой товар применяются меры административного наказания.
Как было сказано выше, учитывая рост производства различных БАДов вопрос правовой регламентации их оборота и рекламирования необходимо решать на законодательном уровне. Должна вестись работа по контролю за реализацией БАДов в строгом соответствии с санитарными нормами и правилами, усилен государственный надзор за производством и оборотом БАД ов, активно информироваться население в СМИ по данному вопросу.
Гринько Галина Павловна - замруководителя управления – начальник отдела контроля госзаказов и рекламы