Федеральная контрактная система (ФКС)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 1.  В сентябре 2011 года Минэкономразвития Российской Федерации разработало и презентовало   проект нового закона, который должен будет прийти на смену  Закону № 94-ФЗ «О размещении заказов …»- закон  «О Федеральной контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ и услуг».

ФАС рассмотрела подготовленный проект закона и сообщает , что предусмотренная  законопроектом регламентация закупок  делает основной акцент на достижении результата, за который заказчик несет ответственность. В этом документе при всей  декларативности подходов  о комплексности и системности практически нет ничего  , делающего его действительно комплексным и системным,  что не приводит к  решению задач,  поставленных руководством страны  по совершенствованию системы  госзаказа , в первую очередь  по борьбе с коррупцией. Вместо этого в рамках борьбы с коррупцией  фактически предлагаются нормы  , которые приведут ровно к обратному результату – возврату коррупционных практик  90-х годов. В частности, предлагаемые в законопроекте процедуры  конкурса с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений создают возможности для злоупотреблений и коррупции при закупках , а также необоснованно ограничивают конкуренцию.

2 . ФАС России подготовлен  законопроект, направленный на создание  системы, в которой  будут увязаны все стадии госзаказа: планирование закупок, отбор исполнителя контракта, сопровождение и исполнение контракта, контроль и анализ результатов закупок, принятие организационных решений.

Основными целями создания ФКС , разработанной ФАС России являются – повышение качества продукции, развитие конкурентной среды, минимизация уровня коррупции, повышение эффективности бюджетных расходов. Так, например, в целях снижения уровня коррупции ныне существующий запрос котировок предлагается  заменить  на короткий электронный аукцион до 7 млн. рублей, извещение о проведении которого  размещается всего за 4 рабочих дня до электронного аукциона ( вначале проводится аукцион, а потом допуск участников  по первым и вторым частям заявок).

В настоящее время заказчики всех уровней тратят много времени на разработку требований при закупке типовой продукции и, зачастую, устанавливают либо некачественные требования, либо «затачивают»  документацию под конкретного производителя .  Для решения этой проблемы в целях повышения  качества продукции  и исключения коррупционной составляющей  предлагается  на федеральном уровне утвердить  типовые условия  контрактов, а также требования  к продукции , которые размещаются  на официальном сайте госзакупок.  При этом заказчики и уполномоченные органы  обязаны использовать  типовые контракты при размещении заказов .

Сегодня  произвольная оценка заказчиком квалификации участников конкурса и качества их предложений во многих случаях приводит  к определению победителем конкурса «аффилированной» с заказчиком компании, предложившей  худшие условия исполнения контракта как по качеству , так и по цене. 

Для повышения конкурентной среды при проведении конкурсов , объективизации оценки квалификации участников  конкурса, а также снижения уровня коррупции, предлагается введение оценки участников конкурса  по ранее исполненным контрактам ( 1. максимальная сумма  исполненного контракта на поставку аналогичной продукции, 2 . общая сумма всех исполненных контрактов  на поставку аналогичной продукции, 3. общее количество  исполненных контрактов, цена которых превышает 20%  от начальной (максимальной ) цены контракта.

Во многих случаях сегодня заказчики  не размещают проектно-сметную документацию  для выполнения работ по строительству на официальном сайте, что не позволяет не «аффилированному» с заказчиком  участнику размещения заказа  подготовить заявку  и принять участие в торгах.   В проекте ФКС ФАС России установлено, что проектно-сметная документация  для выполнения работ по строительству должна в обязательном порядке  включаться в состав  документации о торгах и размещаться на официальном сайте ( исключение: для объектов строительства  по типовой проектной  документации , для которых установлены отдельные особенности).

И последнее.  На современном этапе отсутствует контроль за стадиями исполнения контракта и за конечным результатом. Во многих случаях контракт заключается на одних условиях, а исполняется на других, что приводит к поставке некачественной продукции и коррупции на этапе приемки. Для исключения такой ситуации предложено следующее: в целях повышения качества  продукции регламентированы вопросы приемки  товаров( работ, услуг). Для целей приемки продукции  заказчик формирует приемочную комиссию.  Оплата товара, работ, услуг  производится на основании  заключения приемочной комиссии. приемочная комиссия производит проверку   поставляемой продукции  и принимает решению её соответствии  условиям контракта, в том числе с привлечением экспертов.

 

Заместитель руководителя управления –начальник отдела контроля размещения госзаказа и рекламы

Гринько Галина Павловна