ПРОБЛЕМЫ ЖКХ: конкуренция, тарифы, потребители…

7 декабря Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской республике и Объединение организаций профсоюзов Карачаево-Черкесии проводит «круглый стол» на тему «Проблемы ЖКХ: конкуренция, тарифы, потребители».

В ходе «круглого стола» будут рассмотрены вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, тарифообразования  на услуги организаций коммунального комплекса, выполнения программ Фонда содействия реформированию ЖКХ в КЧР, проблемы потребителей по расчетам с коммунальными организациями.

Мы предлагаем вниманию читателей интервью заместителя Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской республике Каира Бабаева, в котором он ответил на самые важные  вопросы, касающиеся проблем ЖКХ в Карачаево-Черкесии.

Каир Абуталибович, проблемы ЖКХ стали главными для большинства населения нашей страны, особенно для социально незащищенной ее части.  В последнее время все больше жалоб поступает от жителей Карачаево-Черкесии в связи с установлением общедомовых счетчиков на услуги ЖКХ, после которого их обязали оплачивать так называемые расходы на общедомовые нужды. Наблюдается, что по этой причине расходы на оплату услуг ЖКХ значительно выросли. Почему сложилась такая ситуация?

На самом деле за последние несколько месяцев у потребителей появились новые проблемы по расчетам с коммунальными организациями. Все потребители, имеющие установленные счетчики (по воде, электроэнергии), стали получать дополнительные счета по потерям коммунальных ресурсов в целом по многоквартирным домам. Солидарная ответственность за потребленные объемы ложится почему-то на плечи потребителя, а не на управляющие организации, обязанные содержать дома в состоянии пригодности к индивидуальным расчетам по квартирным потребителям.

С одной стороны государство пытается стимулировать потребителей к установлению счетчиков, предполагая введение скидок по тарифам для тех, кто оплачивает ресурсы через счетчики. По той же электрической энергии возможно установление с учетом расхода электроэнергии в дневное и ночное время и т.д. С другой стороны предпринимаемые меры по установлению солидарной ответственности потребителей приводит к бессмысленности установления индивидуальных счетчиков, так как нормативные акты позволяют любые потери по многоквартирному дому распределять на всех потребителей независимо от их вины.

Давайте затронем вопрос состояния жилищного фонда в Карачаево-Черкесии. Скоро начнется новый этап реализации программы Фонда содействия реформированию ЖКХ в республике. Какие существуют особенности выполнения программ фонда в КЧР?

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в каждом субъекте Российской Федерации имеет свои особенности, зависящие от характера принимаемых органами власти решений. В последние годы федеральные власти принимают серьезные финансовые меры (возможно, и недостаточные) по приведению сферы ЖКХ в пригодное для эксплуатации состояние. Финансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ позволяет во всех субъектах Российской Федерации приводить в приличное  состояние многоквартирные дома.

В нашей республике эти процессы проходят со своими особенностями -  в большинстве случаев производится ремонт не тех домов, которые нуждаются в этом  в первую очередь. Это связано с тем, что местные администрации в произвольной форме ввели критерии отбора домов для капитального ремонта.

На текущий момент мы наблюдаем, что дома, которым под 40 лет остались без финансирования, а те, кому  10-15 лет, получили средства на реконструкцию. Все секреты в способах выбора многоквартирных домов для капитального ремонта за счет средств Фонда содействия реформирования ЖКХ  и их ранжирования. Проблемы заключаются в отсутствии настоящей конкуренции между хозяйствующими субъектами, выступающими в роли управляющих компаний. Город Черкесск, как и в предыдущие периоды, поделен между управляющими компаниями по территориальному признаку, вновь создаваемые структуры не имеют шансов на выживание при существующих подходах.

Карачаево-Черкесское УФАС России уже долгое время отстаивает право потребителей выбирать организацию по оплате коммунальных услуг в городе Черкесске и право традиционных операторов по приему платежей быть конкурентными на данном рынке. Сильно ли бьет по карману потребителей сложившаяся ситуация на рынке приема платежей в городе Черкесске?

За период реформирования жилищно-коммунального хозяйства к существовавшим в этой сфере монополистам прибавились новые структуры. Нельзя не отметить крайне неблагополучную для конкуренции ситуацию в сфере приема платежей за жилищно-коммунальные услуги. В г.Черкесске. эту деятельность монополизировал один хозяйствующий субъект. Все традиционные приемщики платежей (почта и сбербанк) оказались практически вне правового поля.  Задача органов государственной власти заключается в создании условий для развития полноценной конкуренции в этой сфере.

На федеральном уровне внесены изменения в действующее законодательство. Это касается, прежде всего, платежных документов по коммунальным услугам. Они должны быть разработаны ресурсоснабжающими организациями или их агентами в таком виде, чтобы оплату по ним могли принимать в любой организации, имеющим на то соответствующие основания. Задачей  органов исполнительной власти на местах остается определение условий для формирования конкурентных показателей стоимости коммунальных и иных услуг.

В ряде городов Российской Федерации, где созданы такие условия, к примеру, стоимость оказания услуг по приему коммунальных платежей не превышает половины процента от оплачиваемой суммы потребителем. В столице нашей республики эта сумма не уменьшалась для потребителя до последнего времени более чем на три процента. Для создания конкурентных условий на первом этапе достаточно стоимость за услуги по приему платежей вывести из общего тарифа и в платежных документах указывать ее отдельно. При этом нужно предоставить хозяйствующим субъектам право на уменьшение этой стоимости. В этом случае положительные для потребителей коммунальных услуг результаты могут появиться в течение нескольких месяцев. Нужно принимать все возможные меры на местном уровне для снижения расходов потребителей  по коммунальным услугам, которые должны оказываться только на конкурентной основе.

У нас законодательно предполагалось исключить перекрестное субсидирование тарифов на услуги ЖКХ (практика фиксации цен на уровне, превышающем общие средние издержки на услуги ЖКХ за счет перераспределения ценовой нагрузки среди различных групп потребителей). Почему до сих пор перекрестное субсидирование сохраняется, и что ожидает население в случае исполнения норм закона по его запрету?

Проблемы ценообразования в сфере ЖКХ становятся все более актуальными.  Нам нужно решить в первую очередь те вопросы, которые были обозначены еще 7-8 лет тому назад. С принятием законов о реформировании электроэнергетики с 2003 года  предполагалось в течение нескольких лет устранить перекрестное субсидирование, что означает установление экономически обоснованных тарифов для всех групп потребителей.

Фактически ситуация сложилась таким образом, что в нашей республике перекрестное субсидирование получило сильное развитие. С одной стороны население республики, как особая группа потребителей является должником промышленной группы потребителей. На территории республики промышленная группа потребителей должна нести расходы за население в пределах полумиллиарда рублей за один год. Очевидные для этой группы потребителей минусы – это необоснованный рост стоимости их продукции, ослабление конкурентных позиций. С другой стороны население получает тарифы практически на верхнем пределе, утвержденном Федеральной тарифной службой.

Беседовала Ася Капаева

Пресс-служба Карачаево-Черкесского УФАС России