Рынок нефтепродуктов требует законодательного регулирования

 

В адрес высших органов власти Российской Федерации поступают многочисленные обращения граждан о состоянии цен на автомобильное топливо. Многие граждане, требуют ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо.

 

На сегодняшний день рынки нефтепродуктов относятся к рынкам со слабо развитой конкурентной средой.

 

Проблема состоит в том, что рынки нефтепродуктов имеют сложную структуру, т.к. один и тот же продукт (автомобильное топливо) проходит несколько стадий продаж, т.е. сначала большая заводская партия продается с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), где они производятся, потом более мелкими партиями оптовая продажа происходит в регионах, где основными покупателями являются  сельхоз производители и сети независимых АЗС. И третья стадия продаж, это уже реализация бензина с автозаправочных станций. На каждой из стадии продаж конкуренция в большинстве случаев недостаточна и может существовать некая «монопольная составляющая» в цене, поэтому выделить ее не так просто. В последнее время цены на нефть растут, естественно цены на нефтепродукты тоже растут, а внутренняя цена в России не может не зависеть от мировой цены, т.к. большая часть нефтепродуктов, а если касаться дизельного топлива, то вообще половина всего производимого топлива в России отправляется на экспорт.

 

Также причиной высоких цен является политика относительно нефтедобычи и реализации нефтепродуктов, т.е. очень большая налоговая нагрузка в этих ценах. Из всей суммы цены по некоторым оценкам 60% идет в бюджет, это налог на добычу полезных ископаемых, акциз на бензин и на дизельное топливо. Такова политика страны, поэтому даже если с точки зрения антимонопольного законодательства вычистить все «монопольные наслоения», все равно существенное снижение цен на нефтепродукты не произойдет. Цену в России нельзя сравнивать напрямую с ценами в других странах, например, часто ситуацию на внутренних рынках нефтепродуктов сравнивают с Ираном или еще какой-нибудь нефтедобывающей страной, все дело в том, что в тех странах нет подобной системы налогообложения, соответственно у них складываются такие низкие цены.

 

В начале 2011 года произошло существенное повышение цен на горюче-смазочные материалы. Одним из факторов роста цен является повышение акцизов. Относительно акцизов введена новая политика, т.е. если раньше, низкокачественное топливо облагалось более низкими акцизами, чем высококачественное, то на сегодняшний день эта система изменилась полностью в противоположную сторону, чем лучше бензин, тем акциз ниже. Это сделано для того, что бы постепенно прекращался выпуск низкокачественного бензина и осуществлялся переход на производство бензина, соответствующего по своему составу и экологичности, европейским нормам. В России в большом количестве используются низкооктановые бензины и бензины более низкого качества, поэтому на них налоговая нагрузка выросла очень существенно, и она отразилась на цене именно на эти бензины.

 

Существуют мнения, что необходимо национализировать данную отрасль в России и устанавливать государственные цены на ГСМ. Но ведь если национализировать данную отрасль в России, то система налоговой нагрузки никуда не денется, потому что это источник пополнения бюджета страны. Кстати акцизы, это пополнение региональных бюджетов, и например, когда было предложение о том, что бы с части автомобильного топлива снимать акцизы, с тем что бы стимулировать продажу на бирже, со стороны региональных властей было массовое противодействие, т.к. эти деньги являются источником пополнения региональных бюджетов.

 

Не очень благоприятная ситуация складывается и для независимых владельцев АЗС. Зачастую вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) продают ГСМ по дифференцированным ценам, т.е. своим компаниям по более низким ценам, чем независимым владельцам АЗС. Высший арбитражный суд подтвердил, что это является нарушением антимонопольного законодательства в рамках дел против ВИНК, поэтому в этом смысле ситуация должна улучшиться для независимых владельцев АЗС. Несмотря на все это ВИНК обладают большей рыночной силой и лучшей выживаемостью, они более адаптивнее к различным ситуациям. Поэтому независимым компаниям, которые приобретают легальное топливо на крупных НПЗ, будет очень сложно. Для независимых компаний остается работа с небольшими НПЗ, которые, к сожалению, производят не очень качественное топливо, т.к. глубокую переработку им не позволяет проводить технология. Это часто «серый рынок», они порой уходят от уплаты акцизов и это позволяет им поддерживать более низкие цены, но это конечно не правильно и поэтому ситуация для независимых компаний не очень благоприятная.

 

На сегодняшний день самый мощный фактор воздействия на внутреннюю цену, это мировая цена, от этого никуда не уйти, если только в России не запретят или не ограничат экспорт из России. Если производитель имеет партию, к примеру, дизельного топлива и перед ним стоит выбор реализовать нефтепродукты на внутреннем рынке или на экспорт, учитывая то, что у него на этот счет нет никаких ограничений, если мировая цена позволяет ему получить большую прибыль, нефтепродукты отправляются на экспорт, отсюда дефицит на внутреннем рынке и следовательно рост внутренних цен на нефтепродукты. Единственное, что позволяет в России удерживать цены на более низком уровне, чем в европейских странах, это экспортная пошлина. Но на внутреннем рынке в России есть свои налоги, поэтому зависимость от мировой цены все равно останется, поскольку мировая обстановка способствует тому, что цена на нефть будет расти, и следовательно возможно и повышение цен и на внутреннем рынке. Известно, что некоторые страны СНГ запретили или ограничили экспорт своей продукции именно для защиты внутреннего рынка и поддержания более низких внутренних цен, но в России таких решений пока нет.

 

Главными целями для Федеральной антимонопольной службы являются: обеспечение справедливой цены и создание условий, при которых невозможен или затруднен сговор между производителями и продавцами ГСМ. Это взаимозависимые задачи. Конечно, в общем, это защита, развитие конкуренции на соответствующих рынках, это также касается и газа, угля, поэтому задачи такие же, как и перед всеми отраслевыми управлениями ФАС. Уделяется внимание также и разработке различных  нормативных правил, которые позволяли бы поддерживать нормальную ситуацию на рынках, т.к. если пользоваться только одним таким инструментом как возбуждение дел, выдачей предписаний, сложно добиться желаемого результата. Поэтому у Федеральной антимонопольной службы есть законодательные инициативы применительно к рынкам нефтепродуктов, есть намерения разработать закон об обороте нефтепродуктов. Также уделяется внимание дополнительным факторам, которые мешают конкуренции на данных рынках. Это развитие биржевой торговли в сфере крупно-оптовой реализации нефтепродуктов, соответствующая правилам, которые в случае недостаточной конкуренции на рынке позволили бы ВИНКам конкурировать в ходе биржевых торгов. В регионах «слабым» местом для развития конкуренции является доступ к нефтехранилищам, если они находятся в руках одной нефтяной компании, то туда независимым и другим конкурирующим нефтяным компаниям, сложно войти. Готовятся предложения об ограничении предельной доли присутствия АЗС компаний на территории, т.е. запрещать доминирующим компаниям, строить новые АЗС. Есть надежда, что решение этих вопросов создадут условия для эффективной конкуренции.

 

 

Одним из этапов в направлении создания условий эффективной конкуренции 2010 года является принятие постановления Высшего Арбитражного суда по делу ТНК «BP» об установлении монопольно высоких цен. В данном постановлении суд подтвердил правильность определения продуктовых, географических границ и т.д., все эти моменты оспаривались нефтяными компаниями. Были определения по установлению коллективного доминирования, установления монопольно высокой цены, дискриминации, изъятия товара с рынка. Все эти моменты подтвержденные судами в пользу ФАС, это фактически дополнение к законодательству, т.к. это действительно прецедентные решения и это уже значительная точка опоры для ФАС, которая позволит двигаться дальше в этом направлении.

 

Сложившаяся ситуация на рынке нефтепродуктов показывает, что необходимо внести изменения в законодательство об усилении ответственности за конкретные нарушения. В настоящее время антимонопольной службой предпринимаются шаги в части законодательного обеспечения, которое позволит снизить монополизацию этого рынка, обеспечить доступ к нефтехранилищам, возможности участия в биржевых торгах. Если удастся закрепить все эти моменты законодательно, то это, безусловно, будет очень большим шагом вперед и в значительной степени позволит урегулировать ситуацию на рынке нефтепродуктов.

 

 

Управление

Федеральной антимонопольной

службы по КЧР  

 

Кумратов С.М.