Установление разных тарифов на пассажирские перевозки автомобильным транспортом в одном субъекте РФ.

В УФАС по КЧР поступило заявление от исполнительного директора Карачаево-Черкесской Общественной Организации «Регионпассажиравто»  на действия Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее - ГУ КЧР по тарифам и ценам) выразившееся в принятии Постановления от 05.08.2010 г. № 48 «Об утверждении тарифов на пассажирские перевозки автомобильным транспортом в междугородном и пригородном сообщениях» (далее – Постановление), которое ограничивает конкуренцию и предоставляет преимущество отдельным хозяйствующим субъектам. (Текст постановления был опубликован в газете "День Республики" от 17 августа 2010 г. № 169 (18039)).

ГУ КЧР по тарифам и ценам:        

1. Утверждены и введены в действие с 1 сентября 2010 г. тарифы на пассажирские перевозки автомобильным транспортом в междугородном  сообщении:

1.1. для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся на общем режиме налогообложения, в размере 1 рубль 44 копейки за 1 пассажиро-километр (с учетом НДС).

1.2. для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в размере 1 рубль 22 копейки за 1 пассажиро-километр (без учета НДС).

2. Утверждены и введены в действие с 1 сентября 2010 года тарифы на пассажирские перевозки автомобильным транспортом в пригородном сообщении:

2.1. для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся на общем режиме налогообложения, в размере 1 рубль 15 копеек за 1 пассажиро-километр (НДС не начисляется).

2.2. для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в размере 1 рубль 15 копеек за 1 пассажиро-километр (НДС не начисляется).

Из Постановления следует, что для пассажиров пользующихся услугами пассажирского автомобильного транспорта, в зависимости от формы налогообложения перевозчика, при проезде по одному маршруту в одном субъекте РФ установлен разный тариф на проезд. В данном случае произведена дифференциация в зависимости от форм налогообложения хозяйствующих субъектов.

При этом дифференциации подвергаются как собственники транспортных средств, в зависимости от формы налогообложения, так и пассажиры, которые обязаны, будут платить разную стоимость за проезд по одному и тому же маршруту  на транспортных средствах, ничем не отличающихся друг от друга.

Кроме этого в данном Постановлении отсутствуют тарифы на перевозку багажа, что ставит перевозчиков и особенно автовокзалы КЧР в неразрешимую ситуацию по взиманию платы за перевозку багажа.

Таким образом, пассажир как потребитель услуг, ущемляется в законном праве в приобретении предварительных билетов на проезд, так как билетные кассы не могут располагать информацией о перевозчике на конкретный рейс более чем на сутки вперед. Не зная перевозчика, в данном случае невозможно будет определить цену предварительного билета.

Исходя из этого, у ГУ КЧР по тарифам и ценам нет оснований для дифференциации хозяйствующих субъектов по формам налогообложения или другим признакам.  

Введение разных тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в междугородном и пригородном сообщении на территории КЧР в зависимости от формы налогообложения и отсутствие тарифов на перевозку багажа является исключительным случаем в российской практике.

По результатам рассмотрения дела принято решение и выдано  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Материалы данного дела направлены уполномоченному должностному лицу УФАС по КЧР для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ.