Цены на бензин стабилизировались, но работа ФАС продолжается.

 

В настоящее время в адрес антимонопольного ведомства поступает значительное количество обращений граждан  по вопросам, связанным с ценами на нефтепродукты .

 

Хотелось бы  дать некоторые пояснения по этому вопросу. На территории Российской Федерации цены на нефтепродукты являются свободными и не подлежат государственному регулированию , а это значит, что ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) в соответствии с законодательством  на основе Федерального закона «О защите конкуренции»  имеет право вмешиваться  в процесс рыночного ценообразования  только в некоторых случаях. К ним относятся:

 

- если имеет место установление монопольно высоких цен хозсубъектами , совокупная доля которых в общем объеме продаж  на товарном рынке   превышает 50% и только в том случае если доля каждого в отдельности составляет не менее 8%        ;

 

- если имеют место согласованные действия  нескольких участников  одного и того же рынка , направленные на поддержание цен ;

 

- если имеют место соглашения  между  хозяйствующими субъектами , например, между продавцом и посредником, между оптовым и розничным продавцом, направленные на поддержание цен.

 

Возможно, эти сложные моменты антимонопольного законодательства  не очень понятны простому человеку, подъезжающему к заправке, но в своей деятельности ФАС России и её территориальные органы  строго руководствуются положениями действующего законодательства.

 

ФАС России и её территориальные органы  проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. По результатам мониторинга можно говорить о недостаточном уровне конкуренции на розничных рынках  нефтепродуктов,  а обеспечить  установление  справедливых цен в условиях рыночной экономики  необходимо путем развития конкуренции на внутрироссийских рынках.

 

В конце истекшего года ФАС России наложила штрафы на компании «Лукойл» и «Роснефть»  за злоупотребление  доминирующим положением на  рынке  реализации нефтепродуктов в общей сложности на 3 млрд. рублей.

 

В начале 2009 года ФАС продолжила работу с нефтяными компаниями , было выявлено более 250 компаний  на розничном рынке , которые работали с нарушениями антимонопольного законодательства. Возбуждено 22  новых дела . Руководители компаний были предупреждены , что против них могут быть возбуждены дела о ценовых сговорах , которые могут закончиться для них  не только наложением многомиллиардных штрафов, но и уголовным преследованием , если Государственной Думой РФ будет одобрен пакет  антимонопольных инициатив, который разработан с участием ФАС России.

 

По оценкам  ФАС России в каждом регионе действует  одна вертикально интегрированная  нефтекомпания и несколько независимых . При этом многими так называемыми независимыми  компаниями руководят бизнесмены, связанные с коррумпированными чиновниками. Такая ситуация, по мнению ФАС России,  позволяет и сговориться  в отношении  цен на топливо и удерживать их достаточно долгое время.

 

Очевидно что деятельность ФАС в этом направлении возымела действие , что позволило главе Миэнерго в середине апреля 2009 года доложить председателю Правительства РФ Путину В.В.  о победе над ценовым сговором.

 

Однако  проблема с высокими ценами на топливо зависит  не только от монополизации российского  топливного рынка. На топливные цены негативное влияние оказывает высокая налоговая нагрузка на предприятия топливно-энергетического  комплекса, а также  устаревшее оборудование нефтеперерабатывающих заводов. По оценкам некоторых экспертов, налоги в стоимости российского топлива достигают цифры 60 % . Для сравнения: в США они не превышают 30%.

 

Проблема ценообразования в рознице  зависит и от  ряда других факторов, например , от ценообразования в оптовом звене продаж.

 

ФАС России уже давно выступила с инициативой  необходимости обеспечения на постоянной основе реализации на внутреннем рынке нефтепродуктов на товарной  или электронной торговой площадке. Это позволило бы  обеспечить увеличение количества участников, обеспечить  процедуры равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо.

 

ФАС России и её территориальные органы продолжают ежедневную работу по установления на всей территории Российской Федерации экономически обоснованных цен на продукцию топливно-энергетического комплекса.

                                           

        

Начальник отдела УФАС по КЧР Гринько Г.П.