Цены на бензин стабилизировались, но работа ФАС продолжается.
В настоящее время в адрес антимонопольного ведомства поступает значительное количество обращений граждан по вопросам, связанным с ценами на нефтепродукты .
Хотелось бы дать некоторые пояснения по этому вопросу. На территории Российской Федерации цены на нефтепродукты являются свободными и не подлежат государственному регулированию , а это значит, что ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) в соответствии с законодательством на основе Федерального закона «О защите конкуренции» имеет право вмешиваться в процесс рыночного ценообразования только в некоторых случаях. К ним относятся:
- если имеет место установление монопольно высоких цен хозсубъектами , совокупная доля которых в общем объеме продаж на товарном рынке превышает 50% и только в том случае если доля каждого в отдельности составляет не менее 8% ;
- если имеют место согласованные действия нескольких участников одного и того же рынка , направленные на поддержание цен ;
- если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами , например, между продавцом и посредником, между оптовым и розничным продавцом, направленные на поддержание цен.
Возможно, эти сложные моменты антимонопольного законодательства не очень понятны простому человеку, подъезжающему к заправке, но в своей деятельности ФАС России и её территориальные органы строго руководствуются положениями действующего законодательства.
ФАС России и её территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. По результатам мониторинга можно говорить о недостаточном уровне конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов, а обеспечить установление справедливых цен в условиях рыночной экономики необходимо путем развития конкуренции на внутрироссийских рынках.
В конце истекшего года ФАС России наложила штрафы на компании «Лукойл» и «Роснефть» за злоупотребление доминирующим положением на рынке реализации нефтепродуктов в общей сложности на 3 млрд. рублей.
В начале 2009 года ФАС продолжила работу с нефтяными компаниями , было выявлено более 250 компаний на розничном рынке , которые работали с нарушениями антимонопольного законодательства. Возбуждено 22 новых дела . Руководители компаний были предупреждены , что против них могут быть возбуждены дела о ценовых сговорах , которые могут закончиться для них не только наложением многомиллиардных штрафов, но и уголовным преследованием , если Государственной Думой РФ будет одобрен пакет антимонопольных инициатив, который разработан с участием ФАС России.
По оценкам ФАС России в каждом регионе действует одна вертикально интегрированная нефтекомпания и несколько независимых . При этом многими так называемыми независимыми компаниями руководят бизнесмены, связанные с коррумпированными чиновниками. Такая ситуация, по мнению ФАС России, позволяет и сговориться в отношении цен на топливо и удерживать их достаточно долгое время.
Очевидно что деятельность ФАС в этом направлении возымела действие , что позволило главе Миэнерго в середине апреля 2009 года доложить председателю Правительства РФ Путину В.В. о победе над ценовым сговором.
Однако проблема с высокими ценами на топливо зависит не только от монополизации российского топливного рынка. На топливные цены негативное влияние оказывает высокая налоговая нагрузка на предприятия топливно-энергетического комплекса, а также устаревшее оборудование нефтеперерабатывающих заводов. По оценкам некоторых экспертов, налоги в стоимости российского топлива достигают цифры 60 % . Для сравнения: в США они не превышают 30%.
Проблема ценообразования в рознице зависит и от ряда других факторов, например , от ценообразования в оптовом звене продаж.
ФАС России уже давно выступила с инициативой необходимости обеспечения на постоянной основе реализации на внутреннем рынке нефтепродуктов на товарной или электронной торговой площадке. Это позволило бы обеспечить увеличение количества участников, обеспечить процедуры равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо.
ФАС России и её территориальные органы продолжают ежедневную работу по установления на всей территории Российской Федерации экономически обоснованных цен на продукцию топливно-энергетического комплекса.
Начальник отдела УФАС по КЧР Гринько Г.П.