«Компьютерные технологии» в госзакупках или дело о несостоявшейся поставке серверного оборудования в Минздрав КЧР
За последние годы, законодательство о закупках претерпело масштабные обновления. Это обусловлено значительными изменениями экономики страны и санкционным давлением со стороны зарубежных стран.
Одним из важных блоков нововведений в Закон о контрактной системе стали правила осуществления закупок продукции, происходящей из иностранных государств. Пример дела из практики Карачаево-Черкесского УФАС России, который мы рассмотрим сегодня, наглядно покажет какие нарушения допускают заказчики при применении указанных выше законодательных норм.
В Управление обратился индивидуальный предприниматель с жалобой на действия Министерства здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики при проведении госзакупки. Предмет аукциона - поставка серверного оборудования. Заявитель указывает на тот факт, что заказчик ошибочно установил дополнительные требования к участникам закупки, вместо ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных стран.
Начнем с анализа аукционной документации.
Факт первый. Минздрав КЧР проводил закупку «Поставка серверного оборудования». Данный вид товаров входит в перечень ОКПД2, в раздел «Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных».
Факт второй. Заказчик установил условия допуска к участию в закупке в соответствии с приказом Минфина России № 126н, которым обусловлены ограничения допуска зарубежных товаров.*
Факт третий. В извещении о проведении аукциона заказчик установил единые требования к участникам закупки. Однако, в требованиях к заявке министерство указывает на то, что документы, подтверждающие соответствие участника закупки, приведенные в извещении, не требуются.
Теперь перейдем к рассмотрению установленных нарушений и подведем итоги дела.
Во-первых, заказчик установил неверные условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств. Дело в том, что вид закупаемой продукции не входит в перечни товаров, закрепленных приказом Минфина России. Минздрав КЧР при составлении аукционной документации должен был опираться на постановление Правительства РФ № 878.**
Во-вторых, извещение о проведении закупки и требование к заявке участников противоречат друг другу. Заказчик в одном документе устанавливает единые требования, а в другом сообщает участникам закупки, что подтверждение соответствий не требуется.
Комиссия Управления признала жалобу обоснованной. Минздраву КЧР выдано обязательное для исполнения предписание.
Справочно:
* Приказ Минфина России от 4 июня 2018 № 126н «Об условиях допуска, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
** Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения. государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».