«Игра в нарушение Закона о контрактной системе в спортивном зале, требующем капремонта»: Дело о несостоявшейся закупке в рамках нацпроекта «Образование»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Во времена активно развивающейся экономики и совершенствования технологий государственных программ, национальные проекты являются одним из ключевых инструментов продуктивного развития страны. Для успешного осуществления закупочных процедур, в рамках реализации нацпроектов, антимонопольные органы проводят работу по выявлению возможных рисков, принимают меры по устранению нарушений законодательства и их возможных последствий.

 

Масштабным направлением деятельности государства по развитию социальной сферы общества стал нацпроект «Образование». Модернизация инфраструктур образовательных учреждений в регионах страны выступает базовой задачей нацпроекта. Механизм осуществления госпрограммы в субъектах РФ и процедуру реализации выделенных федеральных средств при проведении государственных закупок контролируют территориальные антимонопольные органы. Именно о нарушении Закона о контрактной системе, при проведении закупки в рамках национального проекта «Образование», сегодня пойдет речь.

 

В Карачаево-Черкесское Управление ФАС России поступило 17 жалоб от индивидуальных предпринимателей и компании ООО «РЕМСТРОЙ» на действия Министерства образования и науки КЧР. Все заявители говорят о нарушениях со стороны министерства при проведении аукционов на капитальный ремонт спортивных залов в образовательных организациях. А именно – заказчик ненадлежащим образом установил требования в закупке.

 

Получив все материалы дела, сотрудники Управления приступили к установке фактов и нашли в аукционной документации ряд ошибок.

 

Факт первый. Неправильно установлен порядок оценки участников закупки. Заказчик использовал устаревшую формулу расчета баллов для оценки участников аукциона, что прямым образом влияет на установление победителей закупок.

 

Факт второй. Некорректно установлено минимальное значение НМЦК. Согласно извещению о проведении аукциона, начальная (максимальная) цена контракта составила менее не 100 000 000 рублей. Такой размер НМЦК не позволит в рамках аукциона выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки. У подавляющего числа исполнителей, опыт работы, будет в разы меньше установленного предельного минимального значения, равного как минимум начальной (максимальной) цене госконтракта.

 

Факт третий. Разночтения в аукционной документации. Извещение о проведении закупки и проект контракта содержали разночтения в части установления преимущества участия в аукционе СМП и СОНО.

Факт четвертый. Неправильно установлен срок исполнения работ.  Заказчик установил в закупочной документации ненадлежащий срок окончания исполнения обязательств по госконтракту, нарушающий требования законодательства.

Факт пятый. Не учтены требования к иностранным участникам аукциона. Извещение о проведении закупки сформировано без учета законодательных требований к особенностям порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках иностранных лиц.*

Факт шестой. Несоответствие наименования объекта закупки, установленному ОКПД. В структурированной форме извещения в ЕИС Заказчик неверно указал код ОКПД объекта закупки. По факту предмет аукциона - капитальный ремонт спортивных залов, а по форме извещения – это строительные работы по возведению нежилых зданий. Также, заказчик не уставил код КТРУ, которые обязателен к применению с конца 2022 года.

 

Исходя из всех выявленных нарушений, Комиссия Карачаево-Черкесского Управления ФАС России установила в действиях Министерства образования и науки КЧР нарушения Закона о контрактной системе и выдала заказчику предписание.** По итогам дела возбуждено шесть административных производств, по итогам рассмотрения которых на заказчика наложены штрафные санкции.

 

Справочно:

* Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 года № 579.

** Часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.