«Главней всего, погода в доме, при соблюдении норм законодательства о закупках» - Дело о несостоявшемся госконтракте на разработку паспорта климатической безопасности

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Знали ли вы, что в рамках применения Закона о контрактной системе, закупать можно и научно-исследовательскую деятельность? Фактически, это госконтракт на оказание услуг, конечным результатом которых станет составление документа, посвящённого изучению той или иной темы.


Сегодня мы рассмотрим дело об открытом конкурсе по разработке паспорта климатической безопасности. Разберемся, что подразумевает под собой работу по оценке климатических рисков, и как заказчик может нарушить законодательство, неверно применив норму Закона о контрактной системе.


В Карачаево-Черкесское Управление ФАС России поступила жалоба АНО «Равноправие» на действия Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики. Предмет обращения – нарушение со стороны заказчика при проведении закупки по разработке паспорта климатической безопасности КЧР.


Заявитель указывал в своей жалобе на то, что в извещении о проведении аукциона неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областей.1


Итак, чтобы полноценно разобраться в сути вопроса, для начала нам нужно проанализировать структуру закупки. Начнем с предмета аукциона -  разработка паспорта климатической безопасности и оценка климатических рисков территории республики. Данная работа строится на исследовании информации об изменениях климатических характеристик по данным наблюдений за период последних лет. В число ключевых сведений, необходимых для работы, входит изучение географического положения региона, климатических условий и климатообразующих факторов, а также гидрометеорологических характеристик республики.


В рамках госконтракта, исполнитель должен был осуществить подготовительные работы по сбору и анализу данных, разработать паспорт климатической безопасности по утвержденному законом образцу 2, произвести оценку климатических рисков и предоставить отчет о проведенных работах, подкрепив его экспертными заключениями. Также, согласно проекту государственного контракта, исполнитель был вправе привлечь для выполнения научно-исследовательских работ соисполнителей, выбор которых должен был быть согласован с заказчиком. То есть Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, как заказчик, закрепило в рамках договора, возможность привлечения субподрядчика. 


Применимо ли правило об установлении требования о наличии действующей лицензии в данном случае? Нет, так как в указанной закупке, научно-исследовательские работы не являлись самостоятельным объектом госконтракта. Таким образом, установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.3 Комиссия Управления признала жалобу АНО «Равноправие» обоснованной.

 


Справочно:
1. Пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2023 года № 44-ФЗ. 
2. Распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 мая 2021 года № 16-р.
3. Пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 часть 2 статьи 42 Федерального закона от 5 апреля 2023 года № 44-ФЗ.