«Лучший» или «номер один» - понятия, которые не гарантируют качество, но могут стать основой в деле о нарушении Закона о рекламе

Какая реклама нарушает закон? Та, что доносит до потребителя недостоверную информацию. Рассмотрим пример дела, в котором характеристика «номер один» не стала гарантом качества, но привела к административному правонарушению.

 

Сотрудниками Карачаево-Черкесского Управления ФАС России при осуществлении мониторинга наружной рекламы на фасаде здания ООО «Центральная аптека» был обнаружен рекламный баннер, следующего содержания: «Социальная аптека. Аптека № 1».

 

В рамках действующего законодательства, реклама должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного представления о товаре, его качестве и потребительских свойствах.1 В указанном случае использование в рекламе сравнительной характеристики, путем употребления слов «номер один», не производится с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Таким образом, неточные высказывания и преувеличения относительно самой аптеки создают у потребителей неверное представление о ее статусе, существе оказываемых услуг и качестве товаров.

 

По итогам рассмотренного дела, Управление установило в действиях ООО «Центральная аптека» признаки нарушения требований рекламного законодательства.2 В свою очередь, аптека в короткие сроки устранила допущенные нарушения и убрала из рекламы обозначения «номер один».

 

Ответственность за указанное нарушение предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях3 и влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. При этом, важно отметить, что в рамках законодательства за впервые совершенное административное правонарушение, наказание в виде штрафных санкций подлежит замене на предупреждение.4

 

Справочно:

1. Пункт 29 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 8 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».

2. Пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ.

3. Часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

4. Часть 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.