При закупке автошин компания «уличила» заказчика в нарушении закона, которого фактически он не допускал

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Всегда ли заказчик бывает не прав в спорных ситуациях, которые разворачиваются в сфере закупок? Такой вопрос сотрудникам Управления ФАС России по Карачаево-Черкесской Республике периодически задают заказчики в рамках разъяснительных мероприятий. Показатели статистики говорят о том, что большая часть обращений, поступающих от участников аукционов, являются обоснованными. Но есть и процент жалоб, которые не находят своего подтверждения в ходе проведения камеральных проверок. Сегодня рассмотрим пример дела, в котором заказчик при закупке автошин был «уличен» в нарушении закона, которого он фактически не допускал.

 

В Карачаево-Черкесское Управление ФАС России поступила жалоба ООО «ГриГ» на действия нефтяной компании «Роснефть» - «Карачаево-Черкесскнефтепродукт» при проведении закупки с закрытыми ценами на поставку грузовых автомобильных шин. Заявитель указывал на то, что заказчиком ненадлежащим образом осуществлен отбор участников закупочной процедуры.

 

Для того, чтобы разобраться в сути этого дела, первым шагом узнаем, что такое закупка с «закрытой» НМЦК и почему нефтяная компания «Роснефть» проводила ценовой запрос в рамках Федерального закона № 223-ФЗ.

 

Итак, что представляет собой закупка с «закрытой» НМЦК? Описать этот закупочный процесс можно проводя аналогию с жизненной ситуацией каждого покупателя в магазине, который выбирает для себя товар по самой выгодной цене. Покупатель – это заказчик, магазин – это электронная площадка, а поставщики товаров, которые представлены на полках магазина – это исполнители. Таким образом, если говорить о сути рассматриваемого дела, то нефтяная компания вышла на торговую площадку с ценовым запросом на поставку грузовых автомобильных шин, не оглашая начальную максимальную цену контракта для подбора лучшего предложения. Электронная площадка дала возможность исполнителям предложить свои условия на оказание услуг по поставке необходимого товара. Перед заказчиком стояла задача выбрать самое выгодное предложение.

 

Теперь подробнее рассмотрим действия нефтяной компании «Роснефть» - «Карачаево-Черкесскнефтепродукт». Закон о закупках отдельными видами юридических лиц* разрешает заказчикам проводить закупки с закрытыми ценами, если это установлено корпоративными документами. В случае с НК «Роснефть», закупочная деятельность компании регламентируется внутреннем положением и инструкцией по проведению закупочных процедур. Данные документы закрепляют низкостоимостные закупки и устанавливают для них предельный порог в 5 млн рублей. Такие закупочные процедуры могут проводиться компанией с закрытыми ценами.

 

Следующий наш шаг в анализе этого дела – разберёмся какое нарушение законодательства по мнению ООО «ГриГ» допустил заказчик.

 

На участие в закупке нефтяной компании было направлено шесть ценовых предложений. Как того требуют корпоративные правила НК «Роснефть» договор по итогам отбора предложений должен был быть заключен с поставщиком, предложившим лучшую цену. Однако, победителем закупки стал участник, предложившего цену выше той, что обозначила в своем предложении организация «ГриГ».

 

Со слов заказчика, специалистами нефтяной компании была допущена техническая ошибка при проведении закупки, но даже с учетом этого, ценовое предложение ООО «ГриГ» не являлось лучшим. Таким образом, у нефтяной компании имеется законное основание не заключать контракт с организацией, обратившейся в антимонопольное ведомство с жалобой.

 

Комиссия Управления пришла к выводу, что жалоба заявителя является необоснованной. Вместе с тем, в соответствии с нормами Закона о защите конкуренции принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений при организации и проведении закупочной процедуры.

 

Справочно:

* Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ.

** Часть 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.