Как правильно утилизировать медицинские отходы, не нарушая при этом Закон о контрактной системе?

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Как и в обычной жизни каждый из нас придерживается правил в утилизации мусора, так и в медицинских учреждениях каждый день сотрудники живут в системе обязательных требований к сбору медицинских отходов. За год в стране накапливается более 3,5 млн тонн «медицинского» мусора, который важно правильно утилизировать. Для этого государственные медицинские учреждения проводят закупочные процедуры и привлекают профильные компании к решению этой задачи. Чтобы законно заключить госконтракт на вывоз и уничтожение медицинских отходов важно следовать нормам законодательства, однако не всегда медучреждения внимательно подходят к формированию закупочной документации, что приводит в последствии участников аукционов в антимонопольные органы. Именно такой пример дела, где в центре событий оказался вопрос утилизации «медицинского» мусора, мы рассмотрим сегодня.

 

В Карачаево-Черкесское Управление ФАС России поступила жалоба от компании «Утилизационный сервис» на действия Карачаевской центральной городской и районной больницы. Предметом спорной ситуации стал аукцион на оказание услуг по утилизации медицинских отходов, а именно их транспортировка с территории медучреждения на специализированном автотранспорте с последующим их уничтожением. В своей жалобе заявитель указывал на то, что описание объекта закупки не содержало необходимой градации по классам медицинских отходов.

 

Для начала разберемся, что такое классы медицинских отходов?

В соответствии с законодательными нормами, отходы, которые образуются в медицинских организациях при проведении лечебно-профилактических мероприятий, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, где первый – это чрезмерно опасные, а пятый класс – практически не опасные медотходы.1

Также Законом об охране здоровья предусмотрена градация медицинских отходов по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности для населения.2 Так, в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, медотходы делатся на следующие пять групп:

  • класс «А» - эпидемиологически безопасные, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
  • класс «Б» - эпидемиологически опасные отходы;
  • класс «В» - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
  • класс «Г» - токсикологические опасные, приближенные по составу к промышленным отходам;
  • класс «Д» - радиоактивные отходы.

Правовые нормы подчеркивают важность соблюдения санитарно-эпидемиологических правил по сбору и утилизации медицинских отходов. Классификация служит в этом вопросе основой при организации грамотной транспортировки отходов с территории медучреждений и последующим их уничтожением.

 

Вернемся к утилизации медотходов Карачаевской центральной городской и районной больницы. Какие критерии установил заказчик в документации аукциона?

Во-первых, медучреждение самостоятельно определяет класс медотходов, передаваемых исполнителю госконтракта.

Во-вторых, берет на себя ответственность за отсутствие в них радиоактивных и взрывчатых веществ, лекарственных средств и препаратов.

В-третьих, несет ответственность в установленном законом порядке при возникновении вреда исполнителю контракта или окружающей среде.

В-четвертых, исполнитель не осуществляет какой-либо вид контроля над соответствием медицинских отходов классам опасности, а заказчик обязуется указывать в специальной ведомости класс вывозимых медотходов.

Таким образом, в документации отсутствует указание на классы и виды отходов, а также не описаны сведения о порядке расчета их предполагаемого объема. Отсутствие этих ключевых критериев влечет невозможность потенциального исполнителя принять участие в закупочной процедуре, а также сформировать свое предложение о цене контракта.

 

Комиссия Карачаево-Черкесского Управления ФАС России вынесла решение, что действия Карачаевской центральной городской и районной больницы, ненадлежащим образом сформировавшей описание объекта закупки, нарушают нормы законодательства о контрактной системе.3

 

Справочно:

1. Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2.  Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Пункт 2 часть 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 года) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».