Одностороннее расторжение контракта – актуальная тенденция или пройденный этап 2022 года?

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Актуален ли в 2023 году вопрос увеличения поступающих обращений в антимонопольные органы для включения в РНП сведений об участниках закупок из-за одностороннего отказа от исполнения контракта? Давайте разберемся. 

 

Анализируя правоприменительную практику Карачаево-Черкесского управления за последние несколько лет, можно видеть, что в сравнении с 2021-м в прошлом году в два раза выросло число поступающих обращений о включении недобросовестных участников закупочных процедур в РНП. 

 

Изучив этот вопрос, сотрудники отдела контроля закупок УФАС России по КЧР установили, что такая тенденция отмечалась по всей России. Катализатором стали структурные изменения экономики из-за санкций и повышенной волатильности рынков, что повлекло за собой волну расторжений договоров и контрактов в связи с невозможностью исполнить согласованные ранее условия. 

 

Говоря о вопросе одностороннего отказа от исполнения условий контракта, стоит также обратить внимание на тот факт, что порой причиной являлись непредвиденные факторы и стремительно меняющиеся условия рынка.  

 

В качестве примера рассмотрим обращение о включении в РНП, коснувшееся острого вопроса того периода времени, а именно поставки бумаги.  

 

В начале мая 2022 году в Управление поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «КраснодарПродТорг», в связи с односторонним расторжением государственного контракта на поставку офисной бумаги. В ходе рассмотрения было установлено, что компания-исполнитель не имела умысла уклоняться от исполнения условий контракта. Завод ООО «КраснодарПродТорг» столкнулся с перебоями в поставке критически важного сырья из стран Европы, необходимого для обеспечения операционного процесса и производства продукции. Перебои были связаны с тем, что финская компания «Кемира» прекратила поставки химических веществ для бумажной промышленности в Россию и Беларусь с 1 марта 2022 года.  

 

Понимая, что исполнить условия контракта не представляется возможным, компания еще в марте направила заказчику предложение о временном приостановлении действий договора. В последующем, уже в апреле компания выступила с обращением о необходимости внести изменения в госконтракт: либо увеличить цену контракта, исходя из актуальной стоимости за единицу товара, либо соразмерно уменьшить количество пачек бумаги, не изменяя цены.  

 

В этом случае, наглядно видно, что исполнитель не подлежит включению в РНП и компания предприняла все возможные действия по исполнению контракта.

 

С начала текущего года в Карачаево-Черкесии обращений о включении в РНП поступает примерно столько же, сколько в 2021 году, а спад активности по расторжениям договоров наблюдался уже во втором полугодии 2022-го.