Концепция национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы
Поддержка конкуренции является одной из основ конституционного строя Российской Федерации .
Современное российское законодательство о защите конкуренции в результате последовательных преобразований за последние несколько десятков лет соответствует мировым стандартам и принципам антимонопольного законодательства.
В то же время для эффективного развития конкуренции недостаточно наличия лишь законодательства, защищающего принципы здоровой и честной конкуренции, - необходимы институциональные и правовые механизмы, стимулирующие развитие конкуренции в отраслях экономики и регионах страны.
Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата до защиты прав граждан и региональной политики
Предпринимаемые государством меры по развитию конкурентной среды в отдельных отраслях и секторах экономики имели положительные результаты, однако они не привели к системным улучшениям в состоянии конкурентной среды в масштабе страны
Важным этапом определения вектора развития экономической политики в Российской Федерации стало утверждение Президентом Российской Федерации Указа от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым в качестве приоритетного направления деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, Центрального банка, федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предусмотрено активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации.
2 сентября 2021 года Правительством Российской Федерации утвержден Национальный план развития конкуренции на 2021-2025 годы, в соответствии с распоряжением от 02.09.2021 № 2424-р.
Заложенные в новом Национальном плане мероприятия направлены на решение основных системных и отраслевых проблем, создание благоприятных условий для ведения частного бизнеса, устранение административных барьеров и искажений конкурентной среды, а также создание условий для инновационного развития и повышения социальной активности.
Одним из ключевых показателей Национального плана развития конкуренции определена численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, которая в 2025 году должна составить не менее 25 млн. человек.
Национальным планом развития конкуренции определены 15 приоритетных направлений для развития конкуренции, в частности это:
агропромышленный комплекс,
информационные технологии,
сфера обращения твердых коммунальных отходов,
сфера финансовых рынков,
природные ресурсы,
электроэнергетика,
сфера транспорта,
сфера образования,
сфера здравоохранения,
ритуальные услуги,
энергетика,
химическая и нефтегазохимическая промышленность,
строительство,
торговля,
лесной комплекс.
Следует подчеркнуть, что цели, задачи и принципы Национального плана развития конкуренции определены Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», а также результатами заседания Государственного совета Российской Федерации по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию конкуренции, которое состоялось 5 апреля 2018 года.
Основной целью Указа Президента РФ № 618 является:
- укрепление национальной экономики,
- повышение удовлетворенности потребителей в товарах, работах и услугах, за счет расширения их ассортимента, повышения качества и снижения цен;
- увеличение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам,
- стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышение доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развитие рынков высокотехнологичной продукции;
- стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, а также снижение социальной напряженности в обществе и обеспечение национальной безопасности
Активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением в деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
На сегодняшний день в результате реализации действующих стратегических документов и поручений, в Российской Федерации созданы правовые и организационные основы развития конкуренции.
Так, удалось обеспечить присутствия во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.
Количество зафиксированных нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2020 году снизилось в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
Среди наиболее значимых, с точки зрения экономического эффекта и положительного влияния на экономику Российской Федерации можно отметить следующее:
принят Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ, направленный на запрет осуществления деятельности унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках и снижение доли государства в экономике;
отменен национальный и внутрисетевой роуминг на территории Российской Федерации;
приняты правила недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи, а также в сфере теплоснабжения;
расширены масштабы биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, природным газом, лесом, минеральными удобрениями, сахаром, зерном, расширилась география поставок товаров, реализуемых на биржевых торгах;
распространен на все сферы регулирования принцип долгосрочного тарифного регулирования;
ограничена возможность региональных органов исполнительной власти принимать решения об установлении индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги выше предельных уровней;
введен метод предельного ценообразования на услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи;
в сфере газоснабжения обеспечен переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ.
Реализация указанных мероприятий способствовала достижению целей и задач, определенных в Указе Президента № 618, такие как:
развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, а также предприятий с государственным участием. В частности, количество унитарных предприятий уменьшилось за 2018 - 2020 годы на 31,8 процента;
повышение удовлетворенности потребителей, в том числе за счет снижения цен. В результате отмены внутрисетевого роуминга экономия для потребителей составила порядка 6 млрд. рублей и одновременно возрос объем данных услуг связи;
обеспечение равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий. В частности, в результате принятия правил недискриминационного доступа в сфере теплоснабжения созданы условия для преодоления барьеров, таких как избыточные требования документов, необоснованный отказ в предоставлении услуги, долгое ожидание, отсутствие гарантии результата и прочее.
Однако не все меры, предусмотренные программами, оказались достаточными для эффективного развития конкуренции.
Вызовом для российской экономики, как и для мировой экономки в целом, стала возникшая в 2020 году пандемия нового коронавируса COVID-19.
Многие страны мира предприняли превентивные меры, такие как закрытие границ, прекращение авиасообщений, введение режима самоизоляции и карантина.
Идет сокращение объема производства нефтепродуктов из-за падения спроса на авиатопливо вследствие ограничений воздушных перевозок, а также спроса на моторное топливо на фоне снижения автотранспортных перевозок.
Ввиду низкой платежеспособности произошло снижение потребительского спроса населения, что повлекло за собой снижение предложения и поставило под угрозу существование малого бизнеса.
Сдерживающими развитие конкуренции факторами продолжают оставаться:
высокая доля государства в экономике;
монополизация товарных рынков;
низкая доля малых и средних предприятий в структуре экономики России.
Каждый из вышеприведенных факторов непосредственным образом влияет на устойчивость экономического «иммунитета» к текущей ситуации и развивающемуся в настоящее время глобальному экономическому кризису.
Поэтому задачами Национального плана развития конкуренции являются обеспечение экономического роста и преодоление факторов, сдерживающих развитие российской экономики, которые включают в себя следующие направления:
- развитие добросовестной конкуренции на товарных рынках;
- дерегулирование сфер естественных монополий и отдельных регулируемых сфер деятельности, в которых созданы условия развития конкуренции;
- обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе за счет вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого и непрофильного государственного и муниципального имущества, а также унификация процедур распоряжения государственной и муниципальной собственностью на основе аукционов;
- обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и организаций частной формы собственности;
- развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет преимущественного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к реализуемому государственному и муниципальному имуществу;
- обеспечение недискриминационного доступа к природным ресурсам;
- цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования.
В целях контроля выполнения поставленных задач и достижения целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции устанавливаются ключевые показатели развития конкуренции в отраслях экономики.
Устанавливается показатель увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность более трех лет, не менее чем на 20% к уровню 2020 года;
Устанавливается показатель снижения доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у единственного поставщика до 5% по отношению к общему объему закупок к 2025 году, за исключением закупок, стоимость которых не превышает трехсот тысяч рублей.
Ожидается, что доля организаций частной формы собственности к концу 2025 года на рынках розничной торговли лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями составит не менее 70%, а в сфере строительства – не менее 91%.
Предусмотрено увеличение количества нестационарных торговых объектов и торговых мест не менее чем на 10%, установление квоты в размере 20% для малого бизнеса в конкурсах на установку и размещение рекламных конструкций.
Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации при реализации внутренней государственной политики по развитию конкуренции в регионах необходимо до 1 января 2022 года:
утвердить планы мероприятий («дорожные карты») по содействию развитию конкуренции на 2022 – 2025 годы;
обеспечить равный доступ к участию в системе дополнительного образования детей, образовательных организаций всех форм собственности;
обеспечить реализацию мероприятий, направленных на увеличение количества нестационарных и мобильных торговых объектов, ярмарок и торговых мест на них;
до 1 января 2023 года:
определить состав имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и не предназначенного для осуществления государственных полномочий (непрофильное имущество);
до 1 января 2025 года:
обеспечить приватизацию имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и не предназначенного для осуществления государственных полномочий или решения вопросов местного значения.
Органам местного самоуправления рекомендовано:
до 1 января 2022 года:
обеспечить реализацию мероприятий, направленных на увеличение количества нестационарных и мобильных торговых объектов, ярмарок и торговых мест на них;
до 1 января 2023 года:
определить состав муниципального имущества, не предназначенный для осуществления решения вопросов местного значения (непрофильное имущество);
обеспечить учет мест захоронений на кладбищах в единой автоматизированной системе;
до 1 января 2025 года:
обеспечить приватизацию либо перепрофилирование муниципального имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения.