Концепция национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы

Доклад

Поддержка конкуренции явля­ется одной из основ конституци­онного строя Российской Феде­рации .

Современное российское законодательство о защите кон­куренции в результате последо­вательных преобразований за по­следние несколько десятков лет соответствует мировым стандар­там и принципам антимонополь­ного законодательства.

В то же время для эффектив­ного развития конкуренции не­достаточно наличия лишь за­конодательства, защищающего принципы здоровой и честной конкуренции, - необходимы инсти­туциональные и правовые меха­низмы, стимулирующие развитие конкуренции в отраслях экономи­ки и регионах страны.

Развитие конкуренции в экономи­ке - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективно­сти проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономиче­ской политики, создания благопри­ятного инвестиционного климата до защиты прав граждан и региональной политики

Предпринимаемые государством меры по развитию конкурентной среды в отдельных отраслях и секторах эко­номики имели положительные результаты, однако они не при­вели к системным улучшениям в состоянии конкурентной среды в масштабе страны

Важным этапом определения век­тора развития экономической по­литики в Российской Федерации стало утверждение Президен­том Российской Федерации Ука­за от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях госу­дарственной политики по разви­тию конкуренции», которым в качестве приоритетного направ­ления деятельности Президента Российской Федерации, Феде­рального Собрания, Правительства Рос­сийской Федерации, Центрально­го банка, федеральных органов исполни­тельной власти, законодательных и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предусмотрено активное содействие развитию конкуренции в Российской Фе­дерации.

2 сентября 2021 года Правительством Российской Федерации утвержден Национальный план развития конкуренции на 2021-2025 годы, в соответствии с  распоряжением от 02.09.2021 № 2424-р.

Заложенные в новом Национальном плане мероприятия направлены на решение основных системных и отраслевых проблем, создание благоприятных условий для ведения частного бизнеса, устранение административных барьеров и искажений конкурентной среды, а также создание условий для инновационного развития и повышения социальной активности.

Одним из ключевых показателей Национального плана развития конкуренции определена численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, которая в 2025 году должна составить не менее 25 млн. человек.

Национальным планом развития конкуренции определены 15 приоритетных направлений для развития конкуренции, в частности это:

агропромышленный комплекс,

информационные технологии,

сфера обращения твердых коммунальных отходов,

сфера финансовых рынков,

природные ресурсы,

электроэнергетика,

сфера транспорта,

сфера образования,

сфера здравоохранения,

ритуальные услуги,

энергетика,

химическая и нефтегазохимическая промышленность,

строительство,

торговля,

лесной комплекс.

Следует подчеркнуть, что цели, задачи и принципы Национального плана развития конкуренции определены Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», а также результатами заседания Государственного совета Российской Федерации по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию конкуренции, которое состоялось 5 апреля 2018 года.

Основной целью Указа Президента РФ № 618 является:

- укрепление национальной экономики,

- повышение удовлетворенности потребителей в товарах, работах и услугах, за счет расширения их ассортимента, повышения качества и снижения цен;

- увеличение экономической эф­фективности и конкурентоспособ­ности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспече­ния равного доступа к товарам и услугам субъектов естествен­ных монополий и государствен­ным услугам,

- стимулирование инновационной активности хо­зяйствующих субъектов, повы­шение доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развитие рынков высокотехноло­гичной продукции;

- стабильный рост и развитие мно­гоукладной экономики, развитие технологий, снижение издер­жек в масштабе национальной экономики, а также снижение социаль­ной напряженности в обществе и обеспечение национальной без­опасности

Активное содействие развитию конкуренции в Российской Фе­дерации является приоритетным направлением в деятельности Пре­зидента Российской Федерации, Федерального Собрания Россий­ской Федерации, Правительства Российской Федерации, Централь­ного банка Российской Федерации, федеральных органов исполни­тельной власти, законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, а также органов мест­ного самоуправления.

На сегодняшний день в результате реализации действующих стратегических документов и поручений, в Российской Федерации созданы правовые и организационные основы развития конкуренции.

Так, удалось обеспечить присутствия во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.

Количество зафиксированных нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2020 году снизилось в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

Среди наиболее значимых, с точки зрения экономического эффекта и положительного влияния на экономику Российской Федерации можно отметить следующее:

принят Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ, направленный на запрет осуществления деятельности унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках и снижение доли государства в экономике;

отменен национальный и внутрисетевой роуминг на территории Российской Федерации;

приняты правила недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи, а также в сфере теплоснабжения;

расширены масштабы биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, природным газом, лесом, минеральными удобрениями, сахаром, зерном,     расширилась география поставок товаров, реализуемых на биржевых торгах;

распространен на все сферы регулирования принцип долгосрочного тарифного регулирования;

ограничена возможность региональных органов исполнительной власти принимать решения об установлении индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги выше предельных уровней;

введен метод предельного ценообразования на услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи;

в сфере газоснабжения обеспечен переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ.

Реализация указанных мероприятий способствовала достижению целей и задач, определенных в Указе Президента № 618,  такие как:

развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, а также предприятий с государственным участием. В частности, количество унитарных предприятий уменьшилось за 2018 - 2020 годы на 31,8 процента;

повышение удовлетворенности потребителей, в том числе за счет снижения цен. В результате отмены внутрисетевого роуминга экономия для потребителей составила порядка 6 млрд. рублей и одновременно возрос объем данных услуг связи;

обеспечение равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий. В частности, в результате принятия правил недискриминационного доступа в сфере теплоснабжения созданы условия для преодоления барьеров, таких как избыточные требования документов, необоснованный отказ в предоставлении услуги, долгое ожидание, отсутствие гарантии результата и прочее.

Однако не все меры, предусмотренные программами, оказались достаточными для эффективного развития конкуренции.

Вызовом для российской экономики, как и для мировой экономки в целом, стала возникшая в 2020 году пандемия нового коронавируса COVID-19.

Многие страны мира предприняли превентивные меры, такие как закрытие границ, прекращение авиасообщений, введение режима самоизоляции и карантина.

Идет сокращение объема производства нефтепродуктов из-за падения спроса на авиатопливо вследствие ограничений воздушных перевозок, а также спроса на моторное топливо на фоне снижения автотранспортных перевозок.

Ввиду низкой платежеспособности произошло снижение потребительского спроса населения, что повлекло за собой снижение предложения и поставило под угрозу существование малого бизнеса.

Сдерживающими развитие конкуренции факторами продолжают оставаться:

высокая доля государства в экономике;

монополизация товарных рынков;

низкая доля малых и средних предприятий в структуре экономики России.

Каждый из вышеприведенных факторов непосредственным образом влияет на устойчивость экономического «иммунитета» к текущей ситуации и развивающемуся в настоящее время глобальному экономическому кризису.

Поэтому задачами Национального плана развития конкуренции являются обеспечение экономического роста и преодоление факторов, сдерживающих развитие российской экономики, которые включают в себя следующие направления:

- развитие добросовестной конкуренции на товарных рынках;

- дерегулирование сфер естественных монополий и отдельных регулируемых сфер деятельности, в которых созданы условия развития конкуренции;

- обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе за счет вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого и непрофильного государственного и муниципального имущества, а также унификация процедур распоряжения государственной и муниципальной собственностью на основе аукционов;

- обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и организаций частной формы собственности;

- развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет  преимущественного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к реализуемому государственному и муниципальному имуществу;

- обеспечение недискриминационного доступа к природным ресурсам;

- цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования.

В целях контроля выполнения поставленных задач и достижения целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции устанавливаются ключевые показатели развития конкуренции в отраслях экономики.

Устанавливается показатель увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность более трех лет, не менее чем на 20% к уровню 2020 года;

Устанавливается показатель снижения доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у единственного поставщика до 5% по отношению к общему объему закупок к 2025 году, за исключением закупок, стоимость которых не превышает трехсот тысяч рублей.

Ожидается, что доля организаций частной формы собственности к концу 2025 года на рынках розничной торговли лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями составит не менее 70%, а в сфере строительства – не менее 91%.

Предусмотрено увеличение количества нестационарных торговых объектов и торговых мест не менее чем на 10%, установление квоты в размере 20% для малого бизнеса в конкурсах на установку и размещение рекламных конструкций.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации при реализации внутренней государственной политики по развитию конкуренции в регионах необходимо до 1 января 2022 года:

утвердить планы мероприятий («дорожные карты») по содействию развитию конкуренции на 2022 – 2025 годы;

обеспечить равный доступ к участию в системе дополнительного образования детей, образовательных организаций всех форм собственности;

обеспечить реализацию мероприятий, направленных на увеличение количества нестационарных и мобильных торговых объектов, ярмарок и торговых мест на них;

до 1 января 2023 года:

определить состав имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и не предназначенного для осуществления государственных полномочий (непрофильное имущество);

до 1 января 2025 года:

обеспечить приватизацию имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и не предназначенного для осуществления государственных полномочий или решения вопросов местного значения.

Органам местного самоуправления рекомендовано:

до 1 января 2022 года:

обеспечить реализацию мероприятий, направленных на увеличение количества нестационарных и мобильных торговых объектов, ярмарок и торговых мест на них;

до 1 января 2023 года:

определить состав муниципального имущества, не предназначенный для осуществления решения вопросов местного значения (непрофильное имущество);

обеспечить учет мест захоронений на кладбищах в единой автоматизированной системе;

до 1 января 2025 года:

обеспечить приватизацию либо перепрофилирование муниципального имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения.