Обжалование торгов, в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Доклад

1. Какие торги могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров но результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

В случае поступления жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, проведение которых является не обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, антимонопольный орган рассматривает такие жалобы в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее — Административный регламент).

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы торги в форме, как правило, конкурса или аукциона (статья 447 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации прямо предусмотрена иная форма торгов, например, продажа имущества должника посредством публичного предложения (часть 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), антимонопольный орган рассматривает жалобы на такие торги в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в системной связи с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) рассмотрение жалоб на закупку товаров, работ, услуг- таких юридических лиц (далее - Заказчики) осуществляется в рамках процедур статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении жалоб на действия Заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупках Заказчика.

Следует отметить, что согласно части 25 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме, при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001                                          № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации).

Законом о приватизации в качестве способов продажи государственного или муниципального имущества указаны не только торги (конкурс и аукцион), но и продажа имущества посредством публичного предложения и продажа имущества без объявления цены.

Таким образом, по смыслу части 25 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в порядке указанной статьи могут быть обжалованы все процедуры продажи государственного или муниципального имущества, предусмотренные Законом о приватизации.

2. Кто может подавать жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее - Заявители).

Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подававшим заявку на участие в торгах в случаях если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

При проведении торгов могут быть нарушены права обеих указанных выше категорий лиц. При этом права и законные интересы лица, которое не подавало заявку на участие в торгах, могут быть нарушены в случае наличия в документации о торгах положений, препятствующих участию такого лица в торгах, либо положений, явно противоречащих требованиям законодательства, в том числе, антимонопольного.

Лицо, желающее принять участие в торгах, может обжаловать указанные требования документации о торгах, поскольку считает их неправомерными п нарушающими (ограничивающими) его право на участие в торгах. Эти действия являются вполне закономерными, поскольку при подаче заявки на участие в торгах заявитель тем самым соглашается со всеми условиями проведения таких торгов.

Часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции дает возможность лицу, которое не подавало заявку на участие в торгах, обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка подачи заявок на участие в торгах.

Порядок подачи заявок на участие в торгах устанавливается документацией о торгах и предполагает установление требований к подаваемым заявкам, составу документов, включаемых в состав заявки, срокам, месту, способу подачи заявок и прочее.

В любом указанном выше случае в документации о торгах могут содержаться условия и требования, препятствующие заинтересованному лицу подать заявку на участие в торгах.

Предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения торгов, защиту нарушенных прав как лиц, подавших заявки на участие в торгах, так и лиц. желающих такие заявки подать, но столкнувшихся с какими-либо препятствиями.

В случае если указанная выше жалоба была принята к рассмотрению и факт отсутствия подачи заявителем заявки на участие в торгах стал известен комиссии антимонопольного органа в ходе рассмотрения жалобы по существу, комиссия прекращает рассмотрение такой жалобы и выносит решение, в котором должно быть указано на отсутствие у комиссии правовых оснований для принятия жалобы к рассмотрению и рассмотрения ее по существу в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

3. Сроки, в течение которых может быть подана жалоба в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно частям 4 и 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов тортов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном рассматриваемой статьей, допускается в течение 3 месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Указанными положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрены следующие сроки, в течение которых может быть подана жалоба:

  • не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов;
  • в течении 3 месяцев со дня подведения итогов торгов, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися.

В случае, если предусмотрена необходимость размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанные сроки отсчитываются со дня такого размещения.

1. Если при подаче жалобы Заявителем нарушен описанный выше трехмесячный срок, такая жалоба должна быть рассмотрена антимонопольным органом в общем порядке, то есть в соответствии с Административным регламентом.

Нарушение трехмесячного срока подачи жалобы в антимонопольный орган не является основанием для возвращения жалобы Заявителю.

2. Если при подаче жалобы Заявителем нарушен десятидневный срок, то: в случае, если антимонопольному органу до принятия жалобы к рассмотрению достоверно известно о факте заключения договора по результатам торгов, такая жалоба должна рассматриваться в порядке, установленном Административным регламентом;

если до принятия жалобы к рассмотрению антимонопольному органу достоверно не известно о наличии заключенного по результатам торгов договора, жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В этом случае антимонопольный орган ориентируется на трехмесячный срок возможности подачи жалобы.

Если в последнем случае о факте заключения договора комиссии антимонопольного органа стало известно в ходе рассмотрения жалобы по существу, комиссия прекращает рассмотрение такой жалобы и выносит решение, в котором должно быть указано на отсутствие у комиссии правовых оснований для принятия жалобы к рассмотрению и рассмотрения ее, по существу.

Следует обратить внимание, что если процедура закупки не состоялась, и комиссией антимонопольного органа установлен факт заключения договора с единственным участником такой закупки и (или) пропуск заявителем десятидневного срока обжалования, такая жалоба должна быть рассмотрена по существу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В случае если договор заключен до истечения десятидневного срока подачи жалобы в антимонопольный орган, такая жалоба должна быть рассмотрена комиссией антимонопольного органа, по существу. Однако, в случае принятия решения о признании жалобы обоснованной, комиссия не выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Какие сведения должна содержать жалоба, поданная в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

  1. наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются;
  2. наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса.
  3. указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых тортах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, с оотве гству ю щи е до воды;
  5. перечень прилагаемых к жалобе документов.

Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом, например, доставлена нарочно (часть 7 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ (часть 8 статьи 18.1 Законао защите конкуренции).

В случае подачи жалобы с использованием электронных средств связи, в антимонопольный орган должна быть направлена копия оригинала жалобы (скан) с подписями, печатями (при необходимости), либо жалоба в виде электронного документа, подписанная электронной подписью заявит еля.

Если жалоба направляется с использованием электронных средств связи, в антимонопольный орган должна быть направлена как сама жалоба, так и прилагаемые документы, на которые заявитель ссылается в жалобе. В противном случае антимонопольный орган не сможет в полной мере оценить доводы жалобы, соответствие ее требованиям статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

5. Основания возвращения жалобы заявителю и прекращения рассмотрения жалобы.

Согласно части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

  1. жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 указанной статьи. При этом если в жалобе не указан факс пли адрес электронной почты заявителя, такая жалоба не должна возвращаться заявителю;
  2. жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  3. наличие вступившего в законную силу судебного акга, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии;
  4. антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

В случае выявления оснований для возвращения жалобы заявителю такая жалоба возвращается в течении 3 рабочих дней, о чем заявителю высылается уведомление с указанием причин возвращения жалобы. Уведомление направляется заявителю по почте, а также по электронной почте или по факсу с целью предоставления заявителю возможности подать новую жалобу в полном соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 указанной статьи.

6. Порядок рассмотрения жалобы по существу.

Согласно части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы.

В случае необходимости в ходе рассмотрения жалобы но существу может быть объявлен перерыв для получения необходимых документов, в случае необходимости оценки комиссией антимонопольного органа большого количества представленных документов.

Следует обратить внимание, что перерыв объявляется в пределах семидневного срока рассмотрения жалобы. Таким образом, срок рассмотрения жалобы не может быть увеличен.

При рассмотрении жалоб на действия продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается антимонопольным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления жалобы.

Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц. надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Следует обратить внимание, что в случае принятия жалобы к рассмотрению комиссия антимонопольного органа вправе прекратить рассмотрение жалобы только в случаях, указанных в части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, принятая к рассмотрению, не подлежит рассмотрению по существу в том числе в случаях:

если в ходе рассмотрения жалобы выяснится о пропуске трехмесячное срока обжалования торгов;

если будет установлено, что в жалобе, поданной лицом, которое не подавало заявку на участие в торгах, обжалуются действия, не связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах;

если жалоба подана по истечении десяти дней с момента проведения торгов и комиссией установлен факт заключения по результатам торгов договора, за исключением случаев, когда торги не состоялись, а договор» том числе заключен с единственным участником таких торгов.

9. Какое решение может принять комиссия антимонопольного органа но результатам рассмотрения жалобы по существу.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы по существу антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

  1. признать жалобу обоснованной и выдать предписание;
  2. признать жалобу обоснованной и не выдавать предписание.

Такое решение может быть принято, например, в случае, когда на момент рассмотрения жалобы по существу по результатам проведенных торгов заключен договор и жалоба подана до истечения десятидневного срока обжаловании торгов.

  1. признать жалобу необоснованной и не выдавать предписание;
  2. признать жалобу необоснованной и выдать предписание.

Такая ситуация может возникнуть в случае, когда в рамках рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа установила иные не являющиеся предметом обжалования нарушения (нарушения порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися), при этом сама жалоба признана необоснованной. Следовательно, комиссия выдает предписание об устранении выявленный нарушений за пределом обжалуемых фактов.

В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа (часть 22 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

После вынесения комиссией антимонопольного органа решения по результатам рассмотрения жалобы по существу, приостановление торгов считается отмененным.

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.