Антимонопольный контроль

Доклад

К полномочиям антимонопольных органов относится обширный перечень действий для осуществления контроля и надзора в сфере защиты конкуренции и недопущения формирования монополизации на товарных рынках.

        В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

        Основными функциями антимонопольной службы являются:

        - контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

        - надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополистах;

        - надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

        Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России и ее территориальные органы, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций …», «О рекламе». С 01 февраля 2010 года антимонопольные органы осуществляют контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в России».

        Со вступлением в законную силу «Четвертого антимонопольного пакета», в антимонопольное законодательство внесены изменения, направленные на существенное сокращение административных ограничений субъектов предпринимательской деятельности, повышение эффективности предупреждения и пресечения антимонопольных правонарушений, повышение ответственности должностных лиц органов власти за действия, связанные с недопущением, ограничением или устранением конкуренции.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с действующей редакцией статьи 10 Закона о защите конкуренции заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей подлежат направлению в уполномоченный орган исполнительной власти.

Вместе с тем, следует отметить случаи, когда гражданин заявляет о действиях хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям. В таких случаях антимонопольным органом принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции Законом «О защите конкуренции» предусмотрена выдача предупреждения в письменной форме субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления таких признаков нарушения, как:

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора;

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора;

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен доминирующим хозяйствующим субъектом;

- создание дискриминационных условий доминирующим хозяйствующим субъектом.

За истекший период 2021 года Карачаево-Черкесское УФАС выдало 2 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

        Примеры выданных предупреждений:

        Предупреждение № 1.

        Карачаево-Черкесским УФАС рассмотрено заявление на действия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в КЧР.

         Заявитель обратился в адрес регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с указанием на необходимость заключения государственного контракта на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации ТКО в своих подразделениях.

        Из позиции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в КЧР следует, что заключение договора с Заявителем не представляется возможным по причине отсутствия технической возможности оказать услуги по указанным адресам и объектам.    

        Статьей 24.6 Закона об отходах предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

        Ответчик является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Карачаевского городского округа, Абазинского, Адыге-Хабльского, Зеленчукского, Карачаевского, Малокарачаевского, Ногайского, Прикубанского (за исключением сельского поселения Ильичевское), Урупского, Усть-Джегутинского, Хабезского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики на основании заключенного соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Карачаево-Черкесской Республики от 14.10.2020г.

        Постановлением Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 17.12.2020 г. № 106 были утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020-2022 годы для Ответчика.

        Согласно статье 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с ТКО - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

        Следовательно, действующим законодательством установлена обязанность регионального оператора по заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов.

        Исходя из буквального толкования данных положений действующего законодательства следует, что собственник твердых коммунальных отходов может обратиться за заключением договора на оказание услуг по обращению с ТКО только к региональному оператору, а региональный оператор не вправе отказаться от заключения данного договора.

        На основании вышеизложенного, действия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в КЧР противоречили пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

        По результатам рассмотрения заявления выдано предупреждение, которое в установленные сроки было исполнено.

 

 

        Предупреждение № 2

        Карачаево-Черкесским УФАС России (далее – Управление) рассмотрено заявление на неправомерные действия субъекта естественной монополии (далее – Общество), выразившиеся в отказе от заключения договора об осуществлении присоединения к электрическим сетям его энергопринимающих устройств.

        Заявитель указывал на то, что им была подана заявка на присоединение к электрическим сетям с приложением соответствующих документов. В установленный действующим законодательством срок, сетевая организация не направила в адрес заявителя подписанный со своей стороны проект договора на присоединение.

        По итогам рассмотрения заявления, Управление пришло к выводу о наличии в действиях Общества признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещаются экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены действующим законодательством.

        Статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

        Так, с учетом выявленных признаков нарушения, в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, Управлением выдано предупреждение Обществу о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер для заключения договора об осуществлении присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя.

        К указанному в предупреждении сроку, Общество представило в Управление документы, свидетельствующие о его исполнении