О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения
Анализ правоприменительной практики государственных и муниципальных органов за последние два года показал, что не влечет применения взысканий , поскольку не образует коррупционного проступка:
- ненадлежащее соблюдение запрета, неисполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств ( пожар, военные действия…) , которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или получению информации ( документов) , необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению ограничения , запрета требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
- ошибочное ( неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вследствие ошибок и неточностей , допущенных госорганом или иной организацией , выдавших служащему документы , на основании которых им заполнялась справка , а также иных причин, когда неточность в представлении сведений возникла по причинам, не зависящим от служащего.
Согласно положениям федеральных законов, определяющих специфику профессиональной , служебной деятельности служащих, за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции применяются следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор , предупреждение о неполном служебном ( должностном) соответствии; увольнение с государственной ( муниципальной) службы в связи с утратой доверия.
При определении конкретного вида взыскания , которое подлежит применению, учитываются следующие установленные законодательством критерии:
-характер и тяжесть совершенного нарушения;
-обстоятельства , при которых совершено нарушение;
- соблюдение служащим других запретов , исполнение других обязанностей , установленных в целях противодействия коррупции;
- предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания в виде увольнения с государственной службы в связи с утратой доверия могут применяться в следующих случаях:
- сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам;
- значительного завышения служащим общей суммы доходов, вкладов в банках и иных кредитных организациях, либо полученных кредитов с целью финансового обоснования сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг;
- сокрытия факта наличия банковских счетов , движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из доходов служащего;
- сокрытия информации о фактах получения доходов от продажи имущества по цене существенно выше рыночной;
- сокрытия информации о фактах получения кредитов на льготных условиях от банков и иных кредитных организаций, в отношении которых служащий выполнял функции государственного управления.
Кроме того, фиксировались случаи, когда руководителем принимались решения об увольнении служащего и в иных случаях, когда тяжесть и обстоятельства допущенного правонарушения свидетельствовали об утрате доверия к служащему со стороны руководства.
Взыскания в виде замечания могут быть применены к гражданским служащим в случаях малозначительности совершенного им проступка с обязательным рассмотрением материалов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Практическая реализация положений законодательства , касающегося привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения свидетельствует , что в качестве смягчающих рассматриваются следующие обстоятельства:
- совершение нарушения законодательства о противодействии коррупции впервые;
- безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований , исполнение обязанностей , установленных в целях противодействия коррупции;
- добровольное сообщение о совершенном нарушении требований законодательства о противодействии коррупции;
К отягчающим обстоятельствам отнесены только следующие:
- представление противоречивых и недостоверных объяснений, затрудняющих ход проверки;
- наличие неснятого дисциплинарного взыскания;
- нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний.
Заместитель руководителя Г.П.Аврахова
2 ноября 2018 г.