• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ рынка услуг по водоснабжению 2009-2010 г.г.

В соответствии с планом работы ФАС России  по анализу  состояния конкуренции  на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденным  приказом  ФАС России от 7 февраля 2011 г. N 66, Управлением Федеральной антимонопольной службы по КЧР с  целью исследования состояния конкурентной среды на товарном  рынке услуг, проведен анализ рынка услуг по водоснабжению. Временной интервал исследования рынка:  2009 - 2010 годы.

Изучение рынка завершено 19 апреля. Анализ  проведен в соответствии с нормами действующего законодательства, с учетом методических  рекомендаций ФАС России в пределах  административных границ муниципального образования города Черкесска.

Процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды. Подача воды потребителям производится по системе  трубопроводов, используемых только для оказания этих услуг. Полученная вода после ее использования  должна быть отведена в виде стоков.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке водоснабжения входят:

1. Открытое акционерное общество «Водоканал» (далее - ОАО «Водоканал»). 

2. Черкесский филиал ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской республике».

3. Открытое акционерное общество "Черкесское ордена трудового красного знамени химическое производственное объединение" имени З.С. Цахилова  (далее - ОАО «ЧХПО»).

ОАО «ЧХПО» с 01.01.2010 г. приостановило производственно-хозяйственную деятельность в связи с отсутствием денежных средств. С апреля 2010 г. на ОАО «ЧХПО» введена процедура наблюдения, а с  17.01.2011 г. – Внешнее управление.

Таким образом, на рынке услуг по водоснабжению в городе Черкесске  действует два хозяйствующих субъекта:        

            1.  ОАО «Водоканал».

            2. Черкесский филиал ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КЧР.

В связи с тем, что услуги по водоснабжению оказываются  по сетям водоснабжения, которые формируются (создаются) при  строительстве  (реконструкции) жилых и нежилых  помещений и присоединяются к существующим сетям, основным барьером входа на товарный рынок является экономический барьер, т.е.  для входа на данный товарный рынок необходимо вложение значительных  материальных затрат на создание инженерных сетей водоснабжения. При этом, учитывая наличие государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по водоснабжению и ограничение государством предельного роста цен (тарифов), возникают проблемы со сроками  окупаемости этих затрат.

Указанные барьеры входа на товарный рынок являются непреодолимыми, т.к. затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически не оправдываются доходами (преимуществами), которые получит хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

По результатам проведенного анализа рынка можно сделать следующие выводы.

       1.   Рынок услуг по водоснабжению относится  к рынку с неразвитой конкуренцией, практически монополизирован, а потому высококонцентрированный.

       2.   Доминирующее положение на указанном рынке занимает ОАО «Водоканал» с долей 99,74%.

       3.   Перспектив вхождения на данный рынок иных хозяйствующих субъектов нет,  так как вхождение  на этот рынок требует значительных  материальных затрат на создание инженерных сетей водоснабжения.

 Раннее приказом УФАС по КЧР от 27.07.2005 г. № 45 ОАО «Водоканал» был включен в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признании доминирующего положения хозяйствующих субъектов» по ОКВЭД 41.00.2 - оказание услуг по распределению воды при доле на указанном рынке >50 %.

                                                           Пресс-служба УФАС по КЧР