«Немедленного результата ждать не стоит»

Немедленного результата ждать не стоит

Немедленного результата ждать не стоит
Фото www.sm-news.ru
 В марте исполнилось 15 лет надзорной службы, играющей основную роль в защите конкуренции в стране - ФАС России. Отношение к этому федеральному органу у россиян, особенно в среде чиновников и предпринимателей, неоднозначное. Действительно ли это надежный инструмент для борьбы с коррупцией, нарушениями АМЗ и построения общества равных возможностей или это лишь видимость действия?  Свои ответы на эти вопросы дал руководитель антимонопольной службы России в Карачаево-Черкесии Амин Уракчиев
 

— ФАС России — это последнее название вашего ведомства после административной реформы, проведенной Правительством РФ в 2004 году. Как руководитель регионального Управления, что вы можете сказать по прошествии этих 15 лет?

— На самом деле ФАС России была создана еще в начале 90-х, после перехода страны на рыночные рельсы. Поэтому срок ее деятельности заметно больше. Я принадлежу к первому призыву руководителей территориальных органов, и все изменения в экономике страны в эти годы были в известной степени и моей личной историей. Что касается последних 15 лет, то, на мой взгляд, они были наиболее результативными в истории нашего ведомства.

— Самые значимые моменты этого периода с вашей точки зрения?

— Преобразования первого антимонопольного закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, с которого мы стартовали в 1991 году, вплоть до сегодняшней его версии — это целая история преобразования в российской экономике. Были приняты четыре антимонопольных пакета, которые являются фундаментом и инструментарием антимонопольного регулирования. Непреходящим кошмаром для заказчиков и распорядителей бюджетных средств явился закон о контрактной системе, то есть Закон о государственных и муниципальных закупках. Это можно быстро проговорить, но на самом деле проделана гигантская работа, и все усилия, приложенные руководителями ФАС и коллегами из центрального аппарата можно оценивать не только как профессиональные достижения, но и как гражданскую позицию этих людей, сумевших за три пятилетки достичь невероятного.

— Закон о федеральной контрактной системе Вы назвали непреходящим кошмаром для распорядителей бюджетных средств. Поясните, пожалуйста…

— Как известно, начало рыночных реформ было ознаменовано фантастическим расслоением в обществе. И дело не только и не столько в том, что возникла мощная генерация талантливых бизнесменов, которые в своих доходах оторвались от основной части населения. А в том, что бюджеты всех уровней стали настоящей кормушкой для чиновников. Те средства, которые выделялись на социальный сектор, различные виды строительства и многие другие важные направления, за которые отвечало государство могли произвольно распределяться распорядителями этих средств. Во второй половине 90-х годов соответствующим Указом Президента была предпринята попытка пресечь все эти безобразия. Попытка оказалась безуспешной, эффекта почти не дала. И только с 1 января 2006 года начал действовать №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который позже трансформировался в №94-ФЗ. По-прежнему в этой сфере выявляются многочисленные нарушения, и наша республика здесь не исключение. Но согласитесь, что электронные торги и вся нынешняя процедура проведения государственных и муниципальных закупок – это прорыв.

  — Чаще ли сегодня случаются  нарушения антимонопольного законодательства, всегда ли при этом до злостных нарушителей дотягивается «карающая рука закона»?

 — Нарушения АМЗ сегодня совершаются значительно реже, чем в начале нашей деятельност, и это понятно. По существу, ведется комплексная, можно сказать тотальная прививка всем органам государственной и муниципальной власти, операторам экономики от правонарушений. Здесь, помимо принятых законов в сфере антимонопольного регулирования, также начато применение антимонопольного комплаенса — своеобразного кодекса конкурентного поведения среди органов власти всех уровней, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов. Однако для его внедрения, как и для любого нового «механизма», требуется время на формирование терминологического аппарата и правоприменительной практики, создания правовой базы. В связи с этим, правильнее говорить не просто о внедрении комплаенса, а о создании в ближайшем будущем нового правового института – антимонопольного комплаенса, т.е. системы взаимосвязанных правовых норм. Примером успешной имплементации в российскую антимонопольную практику можно назвать внедрение института смягчения административной ответственности, успешно работающего при рассмотрении дел об антиконкурентных соглашениях. Что касается нарушений, которые мы обнаруживаем, они никогда не остаются безнаказанными.

— Недавно главой ФАС Игорем Артемьевым были озвучены серьезные проблемы в сфере коммунальных платежей. Насколько это касается Карачаево-Черкесии? 

 — Как известно, функции федеральной службы по тарифам переданы ФАС не так давно. И это заявление нашего руководителя положило начало очень серьезной ревизии работы в данном направлении. Существенные усилия антимонопольной службы направлены сейчас на то, чтобы принятьпрезентованный Игорем Артемьевым 30 января текущего года законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», разработанный ФАС России совместно с Министерством экономического развития РФ. Создание единых, а главное понятных правил тарифного регулирования в стране это сложная многоступенчатая работа, ждать немедленного результата здесь нельзя. А сама проблема затрагивает как предпринимателей, так и все население. И Карачево-Черкесская республика здесь тоже не исключение, она испытывает те же трудности, что и по всей стране.

— В КЧР, как и в других регионах, крупные торговые сетевые компании вытесняют мелкие торговые точки. Мелкие магазины исчезают со всеми вытекающими последствиями для их владельцев и покупателей. Может ли ФАС как-то влиять на эти процессы?

 — Сетевые компании в торговле — это повсеместное явление и их появление в нашей стране тоже было вполне ожидаемо. Реакцией государства на монополизацию в этой сфере было принятие закона о регулировании торговой деятельности в РФ. Большинство негативных последствий предотвратить не удалось, произошла ликвидация мелких предприятий, начиная от фермерских хозяйств и продолжая переработкой и логистикой. По времени это произошло почти синхронно с запретом на торговлю подакцизными товарами (алкоголь и табак) для предприятий мелкой торговли. Они и так едва могли противостоять напору торговых концернов, а этот запрет добил их. Выход? Изучать опыт стран «золотого миллиарда», потому что там найдены инструменты поддержки мелкого бизнеса; отторгать лоббистские усилия представителей торговых монополий. Тогда ситуация в стране выправится, а значит будут перемены к лучшему и в КЧР.

— Как Вы думаете, какое будущее ожидает антимонопольную службу в следующие 15 лет?

 — Отмены капитализма и глобализации точно не предвидится. Поэтому такой государственный институт как антимонопольное регулирование будет существовать еще и 15, 50, 100 лет и так далее. Другое дело, что антиконкурентные правонарушения в эпоху цифровизации принимают более изысканную форму, именно поэтому готовится 5-й антимонопольный пакет. То есть будут пресекаться не только явные правонарушения антимонопольного законодательства, но и те, которые происходят в виртуальном пространстве с возможными губительными последствиями для всего общества.

 

https://cherkessk.sm-news.ru/nemedlennogo-rezultata-zhdat-ne-stoit-4189/