В Москве состоялся Всемирный рекламный конгресс
С 11 по 14 мая 2010 года в Москве проходил 42 Всемирный рекламный конгресс Международной рекламной ассоциации. Соорганизаторами рекламного конгресса являются Правительство Российской Федерации и правительство г.Москвы , сопредседателями национального организационного комитета - руководитель Федеральной антимонопольной службы России - И.Ю.Артемьев и мэр г.Москвы – Ю. Лужков.
Реклама - один из главных элементов развития конкуренции в России, способ продвижения товаров на рынке, коммуникация производителя, продавца с потребителем. Реклама – самый эффективный способ конкуренции хозяйствующих субъектов и важнейшая составляющая перехода из монополистической экономики к рыночной, где есть реклама – там есть конкуренция . До середины 90-х годов в России отсутствовало специальное правовое регулирование рекламы. Затем был принят Федеральный закон от 18.07.1995г. № 108-ФЗ «О рекламе», который проработал с незначительными изменениями вплоть до начала 2006 года, когда в процессе совершенствования правового регулирования рекламы в марте 2006 года была принята новая редакция закона «О рекламе».
В вопросах регулирования рекламы ФАС России сталкивается с дуализмом выполняемых ею функций. Экономическая функция рекламы – реклама должна активно использоваться во всех отраслях экономики, так как способствует развитию конкуренции и ограничение использования рекламы отрицательно сказывается на конкуренции. С экономической точки зрения рекламы должно быть больше, поэтому в действующей редакции закона РФ «О рекламе» формируются требования к рекламе , обеспечивающие единое экономическое пространство России и выстраивающее единый российский рынок. Именно поэтому в Российской Федерации принят федеральный закон «О рекламе» и реклама не регулируется на региональном или муниципальном уровне. Социальная функция рекламы – это обеспечение защиты несовершеннолетних и ограничение стимулирования спроса на социально-неблагоприятные товары , такие как алкоголь, табак и иные. Защита детей при производстве и размещении рекламы - это запрещение показа несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях, запрещение формирования негативных правил поведения в обществе и семье, запрет формирования корыстных черт характера, запрет дискредитации ребенка, не пользующегося товаром.
К реализации социальной функции государственного регулирования с полным правом отнесены ограничения на рекламу отдельных товаров - реклама алкоголя и пива, реклама табака и табачных изделий, реклама медицинских услуг, реклама биологически активных добавок к пище , реклама оружия, финансовых услуг, игр и пари.
Отдельно хотелось бы остановиться на развитии саморегулирования рекламы. ФАС России также занимается неэтичной рекламой. По мнению ФАС РФ это несвойственная для государства функция - следить за этичностью рекламы. В других странах мира этим занимается само рекламное сообщество. Но в России саморегулирование развито слабо. По мнению ФАС большинство запретов на рекламу со временем может исчезнуть , когда само рекламное сообщество возьмёт на себя функцию по защите потребителей от негативных последствий неэтичной рекламы. На сегодняшний день органами саморегулирования рекламы и профессиональными объединениями участников рекламного рынка разработаны такие важнейший документы, регламентирующие их деятельность как: Международный рекламный кодекс, Этические кодексы профессиональных участников, Российский рекламный кодекс. Развитие саморегулирования рекламы напрямую связано с уровнем экономического развития отдельных отраслей экономики и, как было сказано выше, в некоторых случаях государство выполняет функции , которые ему не свойственны и должны выполняться органами саморегулирования. Система саморегулирования в идеале должна дополнять систему государственного регулирования рекламы.
Все эти вопросы являлись предметом обсуждения на 42 Всемирном рекламном конгрессе «Государственное регулирование рекламы в России».