По результатам рассмотрения жалобы в действиях Заказчика установлено нарушение

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ИП на действия Заказчика при проведении аукциона.

Согласно жалобе Заявителя, описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ИП в сфере предпринимательской деятельности.

1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к сроку годности товара.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Заказчиком в техническом задании по позициям 1 – 7 «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные» установлен срок годности не менее 5 лет; срок годности не менее 36 месяцев на дату поставки; срок годности на дату поставки: не менее 18 месяцев.

Закупка перчаток проводится для обеспечения нужд лечебного учреждения на 2023 год.

В соответствии с письмом ФАС от 24.05.2017 № ИА/34601/17 «О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий», требование об остаточном сроке годности медицинских изделий, установленное в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должно быть обосновано и определено конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение, которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению. Вместе с тем требование заказчиков к остаточному сроку годности, значительно превышающему планируемый период потребления (например, при планировании закупки на календарный год заказчиком требуется к поставке лекарственный препарат с остаточным сроком годности 18 месяцев), может иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе.

Кроме того, срок годности, остаточный срок годности не является качественной, функциональной, технической характеристикой товара.

Вместе с тем каких-либо иных документов и сведений, обуславливающих наличие потребности в установлении остаточного срока годности, который значительно превышает сроки поставки товаров, представителем Заказчика не представлено.

Следовательно, требование Заказчиком относительно остаточного срока годности к товару 5 лет, 36 месяцев, 18 месяцев являются необоснованными.

Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе.

2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позициям № 1 – 6 «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные» установлено требование к ширине ладони хирургических перчаток, не имеющих отношения к объекту закупки.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчиком по позициям № 1 – 6 «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные» установлены технические и качественные характеристики к товару, а именно:

по позициям № 1 – 3 установлено: Ширина ладони должна быть: для размера 6.0 не менее 80 мм, для размера 6.5 не менее 85 мм, для размера 7.0 не менее 90 мм, для размера 7.5 не менее 95 мм, для размера 8.0 не менее 100 мм, для размера 8.5 не более 110 мм;

по позициям № 4 – 6 установлено: Ширина ладони должна быть: для размера 6.0 - 77 ± 5 мм, для размера 6.5 - 83 ± 5 мм, для размера 7.0 - 89 ± 5 мм, для размера 7.5 - 95 ± 5 мм, для размера 8.0 - 102 ± 6 мм, для размера 8.5 - 108 ± 6 мм.

При этом Заказчиком по позиции № 1 закупается товар только 6,5 размера, по позиции № 2 закупается товар только 7 размера, по позиции № 3 закупается товар только 7,5 размера, по позиции № 4 закупается товар 7,5 – 8,0 размера в соответствии с потребностью заказчика, по позиции № 5 закупается товар только 6,5 – 8,0 размера в соответствии с потребностью заказчика, по позиции № 6 закупается товар только 6,5 – 8,0 размера в соответствии с потребностью заказчика.

Представитель Заказчика в ходе заседания комиссии сообщил, что указанные по позициям № 1 – 6 «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные» размеры установлены Заказчиком справочно, при этом инструкция по заполнению заявок не содержит сведения как верно указывать в составе заявки информацию по различным размерам перчатки.

Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что Заказчиком по позициям № 1 – 3 «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные» установлены размеры перчатки в том числе ширина, которые не соответствуют требованиям Таблицы № 2 ГОСТа Р 52238-2004 «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые» (далее – ГОСТ Р 52238-2004), а именно:

- размер 6 – ширина 77+/-5 мм;

- размер 6,5 – ширина 83+/-5 мм;

- размер 7 – ширина 89+/-5 мм;

- размер 7,5 – ширина 95+/-5 мм;

- размер 8 – ширина 102+/-6 мм;

- размер 8,5 – ширина 108+/-6 мм.

Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.

3. Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позиции № 4 «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные» установлено избыточное требование о наличии информации о длине перчаток в Регистрационном удостоверении или на упаковке, или в Реестре медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора.

В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В ходе заседания Комиссии представитель сообщил, что установленные требования к товару соответствуют действующему законодательству и потребностям Заказчика.

Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что раздел 8 ГОСТа Р 52238-2004 содержит исчерпывающий перечень информации, который должен содержаться на упаковке или иных опознавательных элементах. При этом информация о длине хирургических перчаток не содержится в данном перечне.

Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 № 40-Пр/13 утверждена форма Регистрационного удостоверения на медицинское изделие, из которого следует, что информация о длине отсутствует.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021         № 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.

При этом, информация о длине перчаток в Реестре Росздравнадзора не содержится.

Таким образом, действия Заказчика нарушают п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приняла решение о признании жалобы обоснованной.