По результатам рассмотрения жалобы в действиях Заказчика установлены нарушения

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО на действия Заказчика при проведении аукциона.

Согласно жалобе Заявителя, описание объекта закупки аукциона составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО в сфере предпринимательской деятельности.

В силу ч.ч.5, 6 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее –  Правила формирования и ведения каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования каталога).

В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с  пп. "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования и ведения каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка продуктов питания.

Приложение №1 к извещению о проведении электронного аукциона содержит описание объекта  -  по 31 позиции.

Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что заказчиком при описании характеристик товара по всем позициям были установлены дополнительные характеристики, которые не предусмотрены КТРУ.

В нарушение требований ч.6 ст.23, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчиком не включено в описание объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не установленных в позициях КТРУ.

В Приложении №1 к извещению о проведении аукциона Заказчиком помимо конкретных показателей товаров по всем позициям установлены сведения о компонентном составе товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 1 июля 2016 № ИА/44536/16. 

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Приложении №1 к извещению об электронном аукционе требования к товару, помимо конкретных показателей товаров, сведения о компонентном составе товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, в нарушение п.п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что часть закупаемого товара являющегося предметом закупки, относится к продукции, указанной в приложении №1 к Приказу N 126н, а именно:  «Рыба трескообразная мороженая» - код ОКПД 10.20.13.120; «Консервы рыбные в масле» - код ОКПД 10.20.25.113; «Рис» - код ОКПД 10.61.11.000; «Сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок» - код ОКПД 10.81.12.110.

При этом, Заказчиком не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом №126н, а также объединены товары, которые содержатся в приложении №1 к Приказу №126н и не содержатся в нем.

Таким образом, действия Заказчика нарушают ч.4 ст.14, ч.6 ст.23, п.п. 1, 2 ч.1 ст.33, п.п.5, 15 ч.1 ст.42   Закона о контрактной системе.