Жалоба на действия Организатора торгов признана обоснованной

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО на действия заказчика (Организатора торгов), Комиссии заказчика (организатора торгов) при проведении закрытого маркетингового исследования.

Согласно доводу жалобы, Заказчик (организатор торгов), нарушил условия документации и положения о закупках, некорректно разместив информацию о сроке подачи новых коммерческих предложений (дополнительных ценовых предложений) на площадке, а также принял ценовое предложение, поданное участником закупки с нарушением сроков установленных в Положении, Документации о закупке.

Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО, проанализировав письменные возражения, представленные заказчиком, в том числе дополнительные пояснения, выслушав представителей заказчика, изучив материалы дела, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц пришла к следующим выводам.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений ч.3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).

Следовательно, закупочная деятельность заказчика должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч.2 ст.1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

На основании ч.2 ст.2 Закона о закупках основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Наилучшей признается заявка участника, предложившего лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленным заказчиком в документации на основании положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221, от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423).

Заказчиком закупочная деятельность осуществляется на основании Закона о закупках и Положения о закупках товаров, работ, услуг.

При проведении закрытого маркетингового исследования перечень потенциальных участников формирует Исполнительный орган по предложению Инициатора закупки.

При проведении закрытых маркетинговых исследований применяются нормы и правила, установленные настоящим Положением для маркетинговых исследований, с учетом требований Положения.

Согласно извещению о проведении закупки, Документации о закупке, Заказчик проводит закупку способом закрытого маркетинговые исследования в электронной форме.

Сведения о праве участника маркетинговых исследований без дополнительных предложений Организатора снизить предложенную им цену заявки в любое время до 10.00 по московскому времени дня, предшествующего дню подведения итогов (п.14.4.14 Положения).

Как установлено Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России, что не оспаривается представителями Заказчика (Организатора торгов) на заседании комиссии, на электронной площадке ЭТП ГПБ установлено иное время подачи дополнительных ценовых предложений, а именно до 11.05.2022 до 14:00 минут.

Таким образом, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Также Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России сообщает, что вопросы проверки действий электронных торговых площадок не относятся к компетенции Карачаево-Черкесского УФАС России, в соответствии с письмом ФАС России от 05.07.2019 №ИА/57470/19.

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России отмечает, что Комиссия Заказчика (Организатора торгов) при рассмотрении новых коммерческих предложений (дополнительных ценовых предложений) должна была руководствоваться Положением о закупке, регламентирующем закупочную деятельность заказчика, Документацией о закупке в силу ч.2 ст. 2 Закона о закупках.

С учетом изложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что действия Комиссия Заказчика (Организатора торгов), принявшей новое коммерческое предложение (дополнительное ценовое предложение) за пределами сроков, установленных Положением о закупке, нарушает положения п. 2 ч. 1, ч.6 ст.3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия, Решила признать жалобу ООО обоснованной. Признать в действиях Заказчика нарушения  Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».