В УФАС по КЧР подвели итоги 2014 года

В УФАС по КЧР сегодня прошла пресс-конференция, посвященная итогам работы ведомства в 2014 году. Руководитель Амин Уракчиев и его заместители Каир Бабаев и Галина Гринько рассказали о наиболее значимых делах, рассмотренных антимонопольным органом в указанный период.

В 2014 году в УФАС по КЧР поступило 221 заявление – 92 заявления о нарушении антимонопольного законодательства, 129 жалоб на нарушения Закона о контрактной системе.

В отчетном периоде было рассмотрено 182 дела – 53 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, 129 – по признакам нарушения Закона о контрактной системе, 18 дел – по признакам нарушения Закона о рекламе. Было выдано 82 предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе и законодательства о рекламе.

В 2014 году Управлением ФАС по КЧР вынесено 231 постановление о привлечении к административной ответственности, из них выдано 57 постановлений о наложении штрафов на общую сумму в размере 88 миллионов 459 тысяч рублей.

Антимонопольное законодательство

В 2014 году в УФАС по КЧР поступило 92 заявления с жалобами на нарушения антимонопольного законодательства. Всего возбуждено 53 дела, выдано 40 предписаний об устранении антимонопольного законодательства.

Также за 2014 год проведено 5 выездных контрольных мероприятий на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, в ходе которых выявлены нарушения и рассмотрены дела.   

Ст.10 – злоупотребление доминирующим положением

На основании не исполненного предупреждения рассмотрено дело в отношении страховой компании ООО «Росгосстрах» в лице его филиала в Ставропольском крае ГА по КЧР. Нарушение выразилось в навязывании дополнительной услуги по страхованию жизни водителя при обращении за страхованием по ОСАГО.

Страховая компания проинформировала УФАС по КЧР об исполнении предупреждения, т.о. отсутствовали основания для возбуждения дела на тот период. Позже обратился гражданин с заявлением на действия ООО «Росгосстрах» в лице его филиала в Ставропольском крае ГА по КЧР, что и послужило основанием для возбуждения дела. По результатам рассмотрения страховая компания признана нарушившей антимонопольное законодательство и в ее адрес выдано предписание об устранении нарушения.

Ст.11 - соглашение хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

Дело рассмотрено на основании поступившего заявления на действия ООО  «ХОУМ КРЕДИТ энд ФИНАНС БАНК» и ООО «Страховая Компания «Ренессанс жизнь». Нарушение выразилось в навязывании невыгодных условий договора путем введения в заблуждение клиента при выдаче потребительского кредита. Заявитель утверждал, что подписывая на момент заключения договора  массу бумаг, напечатанных мелким шрифтом, она не подозревала, что берет на себя обязательство возвратить не только основной долг и проценты по кредиту, но также долг за страхование жизни и здоровья. Несмотря на то, что заявитель не давал своего согласия на страхование жизни и здоровья,  так как не было в этом необходимости,  тем не менее, ей была навязана данная услуга.

По результатам рассмотрения дела принято решение о наличии нарушения и выдаче предписания.

Статья 14. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

Дело по признакам нарушения, связанного с введением в заблуждение в отношении способа, характера и места производства, а также в отношении исполнителя услуг по техническому обслуживанию домофонов в многоквартирных домах, возбуждено на основании жалоб ООО «Строй Мастер Домофоны Черкесск» и жильцов многоквартирных домов.

Согласно заявлению ООО «Строй Мастер Домофоны Черкесск» и на основании полученных на заседании комиссии устных пояснений следует, что в компанию стали поступать обращения от жителей многоквартирных домов, домофоны которых она обслуживает, о том, что фирменные таблички ООО «Строй Мастер Домофоны Черкесск», расположенные на входных дверях подъездов заклеены другими табличками, очень похожими на предыдущие, отличаются только информационные контактные данные. Со слов жильцов данные таблички расклеивались сотрудниками ООО «Строим Мастер Домофон-Черкесск». На основании свидетельства № 424612 на товарный знак (знак обслуживания) исключительное право использования товарного знака (знака обслуживания) «СМД» принадлежит ООО «Строймастер» (150033, г. Ярославль, пр-кт Дзержинского, 5, кв. 3). Между ООО «Строймастер» и ООО «Строй Мастер Домофоны Черкесск» заключен лицензионный договор, в соответствии с которым правообладатель предоставляет ООО «Строй Мастер Домофоны Черкесск» право на использование товарного знака (знака обслуживания) «СМД». В отличие от ООО «Строй Мастер Домофоны Черкесск» никаких разрешений на использование товарного знака Обществу с ограниченной ответственностью «Строим Мастер Домофон-Черкесск» не выдавалось. По результатам рассмотрения дела принято решение о наличии нарушения и выдаче предписания. Предписание исполнено. По факту нарушения вынесено постановление о назначении наказания по ст. 14.33 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Статья 15 – действия (бездействия) органов власти, направленные на ограничение конкуренции

ИП Б.. обратилась в  мэрию муниципального образования города Черкесска с заявлением о выдаче разрешения на размещение  нестационарного торгового объекта. Этот  павильон функционирует  в течение ряда лет,   расположен  на одном и том  же земельном участке, следовательно, это  заявление фактически содержало ходатайство о продлении такого разрешения.  Письмом ей  был дан  отказ  в выдаче разрешения, она уведомлялась  о   необходимости демонтажа павильона и  об административной ответственности за использование муниципального земельного участка без разрешительной документации. Отказ в выдаче разрешения на размещении нестационарного объекта  мотивирован тем, что срок действия договора   аренды земельного участка  истек.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города Черкесска, постановлением  Мэрии  от 24.07.2012 N 1292 утверждено «Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Черкесска» (далее – Положение).  Положением определен порядок и основания для размещения  нестационарных торговых объектов на территории города Черкесска.

Положением предусмотрено, что  размещение  нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Черкесска, утвержденной решением Думы муниципального образования г. Черкесска. Пунктом 93 Схемы  размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Черкесска утверждено   размещение  объекта по обслуживанию сотовых телефонов по адресу: ул. Горького, 2. Договор аренды земельного участка действовал как на момент  рассмотрения Мэрией  её  заявления о продлении разрешения на размещение павильона, так и на момент  рассмотрения  комиссией УФАС по КЧР настоящего дела.

Следовательно, размещение объекта ИП Б... являлось законным как на момент  рассмотрения Мэрией  её  заявления о продлении разрешения на размещение павильона, так и на момент  рассмотрения  комиссией УФАС по КЧР настоящего дела. Отказывая в продлении Разрешения, Мэрия  совершила  действия, которые   необоснованно препятствуют осуществлению   деятельности ИП.

По результатам рассмотрения дела Мэрия муниципального образования города Черкесска признана нарушившей нормы части 1 статьи 15 и  пункта 2 части 1 статьи 15, выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Статья 17 - Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)

УФАС по КЧР провело выездную плановую проверку в отношении администрации Адые-Хабльского муниципального района. В мае 2014 года Администрацией проводилось размещение муниципального заказа путем проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение нового, не бывшего в эксплуатации легкового автомобиля GEELY EMGRAND для служебных нужд.

Инспекцией по результатам проведенного анализа Раздела IV документации «Требование к поставляемым товарам. Техническая часть," содержащего описание объекта закупки показало, что указанные заказчиком диапазоны характеристик товара, соответствуют только одному автомобилю с товарным знаком «GEELY EMGRAND».

По мнению Инспекции, использование в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта информацию о цене автомобиля только одной марки, без использования информации о ценах на идентичный товар, Заказчиком нарушены требования ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе.

По результатам рассмотрения дела принято решение о наличии нарушения и выдаче предписания. Предписание исполнено.

По факту нарушения ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» возбуждены дело по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ. Электронные копии решений по делам  направлены  на svod@fas.gov.ru.

Контроль соблюдения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

В 2014 году, в целях исполнения поручения Федеральной антимонопольной службы об осуществлении  мониторинга и контроля за реализацией положений Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в рамках полномочий, предоставленных антимонопольным органам (статьи 13-16 Закона о торговле),  УФАС по КЧР были запрошены у ООО «Анжела» договоры поставки  продовольственных товаров с целью их проверки на соответствие Закону о торговле. ООО «Анжела» является местной торговой сетью состоящей из пяти магазинов, находящихся в Урупском районе.

Проведенный анализ условий договоров поставки заключенных ООО «Анжела» с поставщиками одной товарной группы показал, что в договорах  поставки содержатся условия, противоречащие антимонопольным правилам и требованиям, установленным  частью 1 статьи 13 Закона о торговле.  В договорах установлены дискриминационные условия поставки одной товарной группы продовольственных товаров, по которым хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение. Дискриминация   выражается в том, что установлены разные размеры штрафных санкций за ненадлежащее исполнение одних и тех же обязательств по договору поставки.  Данный факт явился основанием для возбуждения в отношении ООО «Анжела» 6 дел по следующим продовольственным товарам: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочая продукция, кондитерские изделия, алкогольная продукция, мука, сахар.

Таким образом, в отношении  ООО «Анжела» по признакам нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле было возбуждено 6 дел. По результатам возбужденных дел приняты решения и выданы предписания. Материалы данных дел направлены уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дел об  административном  правонарушении.

Контроль в сфере закупок

(Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - Закон о контрактной системе)

За отчетный период в управление поступило  129 жалоб от участников размещения заказа,  46 из которых были признаны обоснованными.  По результатам рассмотрения жалоб и проведения  внеплановых проверок при рассмотрении жалоб было выявлено 82 нарушения Закона, выдано 32 предписания об устранении допущенных нарушений Закона.

Из практики рассмотрения жалоб  наиболее частыми нарушениями Закона были: размещение информации с нарушениями, утверждение документации с нарушениями,  необоснованные  требования к участникам  закупок, нарушения порядка отбора участников закупок.

Управлением за отчетный период была проведено 32 проверочных мероприятия по контролю за размещением закупок. При проведении проверок было проверено 116 закупок, было установлено 69 нарушений требований Закона. По результатам проведения контрольных мероприятий было  выдано 10 предписания.

Контроль рекламной деятельности

Всего в отчетном периоде возбуждено 18 дел по инициативе УФАС по КЧР.

По результатам рассмотрения 18 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по 18 делам принято решение о наличии факта нарушения, выдано 10 предписаний, причем по 8 делам предписания не выданы в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения дел, по существу.

Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

В 2014 году Управлением ФАС по КЧР         вынесено 231 постановление о привлечении к административной ответственности, из них выдано 57 постановлений о наложении штрафов на общую сумму в размере 88 миллионов 459 тысяч рублей.

В 2014 году было вынесено постановление о наложении штрафа на сумму 86 миллионов рублей на Закрытое акционерное общество «Евроцемент груп» по факту совершения правонарушения, предусмотренного пунктом  6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установленное решением комиссии УФАС по КЧР от 06.09.2013 года по делу №22, выразившееся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар на рынке оптовой реализации цемента.

- 575 тыс.рублей на Общество с ограниченной ответственностью «Сетелем Банк» по факту совершения правонарушения, предусмотренного пунктом  1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

-  780 тыс.рублей на Общество с ограниченной ответственностью «Кардиф» по факту совершения правонарушения, предусмотренного пунктом  1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установленное решением комиссии УФАС по КЧР от 26.12.2013 года исх. №4059-2/9 по делу №80, выразившееся в заключении соглашения, которое привело к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

 

Пресс-служба УФАС по КЧР