Комментарий замруководителя УФАС по КЧР Каира Бабаева в связи с подорожанием хлеба в Карачаево-Черкесской республике

 

В Карачаево-Черкесское Управление Федеральной антимонопольной службы России обращаются представители СМИ с просьбой прокомментировать ситуацию в связи с подорожанием хлеба на территории республики.

Ниже приводится комментарий первого заместителя руководителя УФАС по КЧР Каира Бабаева:

УФАС по КЧР ежеквартально проводит мониторинг рынков социально значимой группы продовольственных товаров в отношении наиболее крупных хозяйствующих субъектов в Карачаево-Черкесской Республике.

По результатам проведенного мониторинга динамики цен на социально значимые продукты питания было установлено, что в 3 квартале по отношению ко 2 кварталу 2012 года  цены на хлеб пшеничный и хлеб ржаной  увеличились. Отпускные цены на хлеб пшеничный увеличились на 14,1%, на хлеб ржаной – на 8,3%. Что касается розничных цен, то наблюдается  также увеличение цен на хлеб пшеничный на 9,4%, на хлеб ржаной в среднем на 5,6%.

На территории КЧР самым крупным хозяйствующим субъектом, осуществляющим хранение,  переработку зерна и оптовую торговлю мукой является ЗАО «Карачаево-Черкесский мукомол». Мельница ЗАО «Карачаево-Черкесский мукомол» с 3 квартала 2011 года законсервирована. Зерно не закупается, только принимается на хранение. Местные производители хлеба вынуждены закупать муку в Ставропольском крае.

Судя по предварительным анализам, стоимость муки определяется экономическими процессами, происходящими за пределами республики. Производственные активы по хранению зерна контролируются новыми монопольными структурами, рыночная власть которых распространяется на весь южный регион России.

Очевидно, что республике придется становиться одной из первых в очередь на зерновые интервенции, обещанные Правительством Российской Федерации. Предыдущий опыт закупок и переработки интервенционного зерна имел весьма негативные для конкуренции последствия. Зерно было закуплено монополистом по государственным ценам и после переработки  в муку продано по коммерческим ценам всем желающим на территории Российской Федерации. Такая форма продажи интервенционного зерна практически не влияет на процесс удешевления хлебопродуктов в республике.

Интервенционное зерно должно быть реализовано в том субъекте РФ, в которое оно распределено по фиксированным в установленном порядке ценам.  Конечная задача такого вмешательства государства в экономику – это увеличение предложения товара в тех субъектах, где возможен дефицит товара. Нельзя допускать случаев извлечения сверхдоходов монопольными структурами из товара, распределяемого государством в регионы по фиксированным ценам. 

 

Пресс-служба УФАС по КЧР (8-878-2-25-20-41)