Оn-line конференция на тему «Размещение государственных и муниципальных заказов»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В on-line режиме на ваши вопросы отвечает заместитель руководителя Карачаево-Черкесского Управления ФАС России – начальник отдела контроля госзаказов и рекламы Гринько Галина Павловна. Тема онлайн-конференции«Размещение государственных и муниципальных заказов»:

 

1. Залина (через форму обратной связи)

 

Какие ведомства в Карачаево-Черкесии чаще всего нарушают Закон о размещении заказов? Какие нарушения чаще всего допускаются?

 

Г.Гринько - Наверное, было бы не совсем  корректно выделять какие-то отдельные ведомства.  Хочу заметить, что в текст  закона  № 94-ФЗ «О размещении заказов…» постоянно  вносятся дополнения и изменения. И далеко не все своевременно могут их отследить , чтобы в работе не допускать нарушений. Поэтому  будет верным сказать, что нарушают многие .  Так, в 2012 году к  самым распространенным нарушениям законодательства о размещении заказов можно отнести следующие нарушения :   это неполное обоснование начальной максимальной цены контракта или его отсутствие , т. е . нарушение ст. 19.1  закона, т. к. указанная норма достаточно новая ;  это нарушение статьи 41.6 –содержание документации об открытом аукционе  в электронной форме, в частности  при закупке новых машин и оборудования  не всегда заказчики указывают  предоставление гарантии производителя и срок действия такой гарантии; статьи 41.8  , определяющей порядок  подачи заявок   на участие в открытом аукционе в электронной форме и т. д.

 

2. Светлана Д. (через электронную почту)

 

Как подать жалобу на размещение заказа?

 

Г.Гринько - В действующей  версии закона этому отведена целая глава 8 ,которая называется обеспечение защиты прав и законных интересов  участников размещения заказа.

В статьях 57- 62 прописаны процедуры обжалования действий заказчика , уполномоченного органа, специализированной организации, оператора  электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.

Так подать жалобу   можно в любое время размещения заказа , но не позднее чем  через 10 дней  со дня размещения на официальном сайте протокола  оценки и сопоставления  заявок . Жалоба на положения конкурсной  или аукционной документации, извещения о проведении запроса котировок  может быть подана  участником размещения заказа  до окончания срока подачи  этих заявок. При этом  если действия , которые обжалуются  совершены после вскрытия  конвертов с заявками  и оценки котировочных заявок , обжалование может осуществляться только участником  размещения заказа, оторый подал заявку.

Если эти сроки истекли, то обжалование  осуществляется только в судебном порядке.

 

3. Абаза  (по форме обратной связи)

 

Здравствуйте, пишу Вам, так как УФАС является надзорным органом в области госзакупок. Я стою в очереди на получение жилья как пенсионер. Организация, которая должны мне приобрести жилье по договору социального найма проводит расчет нормы в соответствии с Постановлением мэрии города Черкесска от 06.11.2009 №1377 «Об утверждении учетной нормы…». Согласно постановлению учетная норма составляет 15 кв.м на 1 человека.  Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2005 №541 установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м общей площади жилья на 1 гражданина. Прошу дать разъяснение: правильно ли были проведены торги и правильно ли делался расчет максимальной закупочной цены?

 

Г.Гринько: В случае, если Вам предоставляется жилье  по договору социального найма, то в соответствии со ст. 50  ЖК РФ норма предоставления устанавливается  органом местного самоуправления в зависимости  от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением Мэрии муниципального образования г. Черкесска от 06.11.2009 №1377 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в муниципальном жилищном фонде» размер учетной нормы и предоставляемой  нормы площади жилого помещения по договору социального найма  на одного человека  в городе Черкесске определена 15, 0 кв.м.   При этом стандарт социальной нормы  площади жилья  жилого помещения,  установленный Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 №541 в размере 18 кв.м общей площади жилья  на одного человека, определяет максимально предельный размер такой площади. Как указано выше органы местного самоуправления самостоятельно определяют учетную норму и норму предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании в зависимости от уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов.

По вопросу правомерности проведения торгов на приобретение жилья организацией сообщаем следующее.

Согласно административному  регламенту утвержденному приказом ФАС  от 14.11.2007 №379 и методическим рекомендациям ФАС России от 25.05.2007 АЦ/8325 территориальный орган ФАС России  осуществляет плановые и внеплановые проверки Заказчика расположенного на территории соответствующего УФАС России.

В этой связи, если у Вас возникли сомнения относительно правомерности проведенного электронного аукциона на приобретение жилья Вам необходимо обратиться с информацией о нарушении законодательства  о размещении заказов  в Управление ФАС России по региону, где расположен Заказчик.

 

 

  • 4. Алибек К. (по телефону)

 

Как вы оцениваете работу  электронных площадок?

Как известно , на территории РФ функционирует 5 электронных площадок, на которых проводятся все торги( конкурсы , аукциона)  и запросы котировок , которые проводятся для государственных нужд заказчиками всех уровней  на территории Российской Федерации. Площадки были  определены решением ФАС России и Минэкономразвития, зафиксированы Постановлением Правительства и будут функционировать до 25 января 2015 года.    

Вначале  функционирования системы торгов посредством электронных площадок   к площадкам было много нареканий ( надо заметить, что жалобы на действия операторов электронных площадок рассматривает ФАС России, а не её территориальные органы) ; было много срывов аукционов  по вине площадок , но это были обычные проблемы становления, как в любом новом деле.  ФАС России накладывала внушительные штрафы . Сегодня ситуация нормализовалась. Можно говорить, что площадки функционируют в штатном режиме , ежедневно на них проводятся тысячи торгов, заключаются контракты на миллиарды рублей . Процедуры проведения закупок посредством торгов на электронных площадках  для государственных нужд стали более открытыми .

 

5. Наталья Г. (через электронную почту)

 

Каковы последние изменения в законодательстве по наиболее актуальным вопросам госзаказа?

Мы уже неоднократно говорили о том, что Закон № 94-ФЗ за 6 лет своего существования претерпел более 30 изменений.  Последние изменения  были внесены в закон совсем недавно, 20 июля 2012 года,  Законом № 122-ФЗ  «О внесении изменений  в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Большой блок изменений коснулся закупок при размещении заказов  на поставки пищевых продуктов в различные образовательные учреждения . Теперь этот вид закупок может проводиться  как путем проведения аукциона ( где решающим  фактором определения победителя является цена, предложенная участником), так и путем проведения конкурса. Отличие аукциона  от конкурса заключается в том, что при проведении конкурса заказчик  устанавливает критерии отбора победителя , и там только одним из критериев является цена , а остальные критерии, такие как «качество работ, услуг и квалификация  участника», «сроки поставки товара», «срок предоставления гарантии качества  товара, работ, услуг» и др. определяются заказчиком самостоятельно исходя из предмета  проводимых торгов. контрактов  , в случае если требуется обеспечение контракта  исключен такой вид обеспечения исполнения контракта , как договор поручительства.

Если говорить коротко , то от качества финансового обеспечения  зависит качество исполнения контракта и если участник представит качественное финансовое обеспечение, то контракты, как правило, исполняются. Участник размещения заказа знает, что если он не исполнит контракт, то с него взыщут деньги по банковской гарантии. Банк  заплатит Заказчику, а затем взыщет с участника деньги или товары, которые были положены в качестве обеспечения под выдачу  этой банковской гарантии. Это мотивирует к качественному исполнению контракта. А если финансовое обеспечение  липовое, то победитель может в любой момент отказаться и не исполнить контракт. В настоящее время  до 90 % поручительств были липовые, заказчики проверить это не могли , и это наносило  большой  ущерб качеству государственных контрактов. Поэтому, эта норма была исключена из закона  и в настоящее время действуют  только банковская гарантия и  залог денежных средств.

Планируется в дальнейшем  создать централизованный реестр  банковских гарантий. Все будет просто  и ясно: банк выдал гарантию, подписал электронно-цифровой подписью, направил эту гарантию на общероссийский сайт  в единый реестр  банковских гарантий. Заказчик видит, если на сайте эта гарантия есть в реестре, значит, она действительная и настоящая  , принимает её и далее процесс идет  в  нормальном режиме.

Изменения коснулись и проведения закупок лекарственных средств.  Так , в случае если предметом открытого аукциона в электронной форме  является поставка лекарственных средств, то в документации об открытом аукционе  в электронной форме  должно содержаться указание их  международных непатентованных наименований  или при отсутствии таких  наименований  химических, группировочных наименований лекарственных средств, за исключением случая , если предметом открытого аукциона в электронной форме  является поставка  лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых   осуществляется по торговым наименованиям, в документации допускается  указание торговых наименований   . При этом слова «эквивалент» не используются.  Перечень таких лекарственных средств утверждается в порядке , установленном Правительством РФ.

Это только некоторые изменения, с полным пакетом изменений можно ознакомиться в справочно-правовых системах «Гарант»  и «Консультант плюс».

 

6. Лилия (по телефону)

Что вы можете сказать о предстоящих новациях в сфере госзаказа?

 

20 июня был принят в первом чтении  Проект Закона «О Федеральной контрактной системе»(ФКС). Вопрос о введении ФКС непростой и очень болезненный.  Различные мнения о её введении складываются у разных органов, контролирующих и надзирающих , а также   у предпринимательского сообщества. Одним из самых главных  достижений Законопроекта, по моему мнению, является то, чего не было  в законе № 94-ФЗ  - это то, что контролем будут охвачены все стадии процесса государственных закупок : от стадии планирования, до исполнения контракта, а также  включение общественного контроля  за соблюдением требований законодательства о ФКС.

Введение ФКС планируется с 1 января 2014 года, однако, скорее всего, будет и переходный период, так  как  потребуется большое количество подзаконных актов ( порядка 50),  которые необходимо  разработать и принять в развитие закона о ФКС.

ФАС считает, что необходимо переходить к централизации государственных закупок. Сегодня в Российской Федерации зарегистрировано на электронных площадках порядка 213 тыс. заказчиков. Это много и хорошо, но с другой стороны, быть классными специалистами при проведении процедур торгов, как показывает наша практика, работникам школ, больниц и т.д., даже при условии прохождения обучения, весьма не просто. Они созданы для того, чтобы учить и лечить , а не  проводить безупречные закупки . Поэтому  работать с государственными закупками необходимо через создание  уполномоченных организаций.  Сегодня на федеральном уровне их нет,  на муниципальном - мало,  в субъектах есть, но не во всех. Необходимо создать 2-3 тысячи  таких органов по  всей стране, которые профессионально будут заниматься закупками для государственных нужд, не допуская или сводя к минимуму  нарушения законодательства о размещении заказов.

 

Онлайн-конференция завершена, благодарим за участие.