«Хождение по кругу» или как Карачаево-Черкесское УФАС «истребляет» монополизм на рынке приема платежей

4 октября 2011 года в кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа состоялось судебное разбирательство кассационной жалобы Карачаево-Черкесского УФАС России на решение Арбитражного суда КЧР, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 года по делу №А25-464/2010. В основу этих судебных разбирательств легло решение и предписание Карачаево-Черкесского УФАС России о прекращении ООО «Расчетно-кассовый центр» действий, препятствующих иным хозсубъектам осуществлять деятельность по приему платежей в городе Черкесске и установлению самостоятельных взаимоотношений с ресурсоснабжающими организациями.

 

История судебных разбирательств по этому делу представляет собой «хождение по кругу». Решением первой инстанции Арбитражного суда КЧР от 30.08.2010 года, под председательством судьи Карабанова В.Б., признаны недействительными как не соответствующие федеральному закону «О защите конкуренции» решение Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР от 13.04.2010 года и предписание №9 от 13.04.2010 года о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2010 года решение Арбитражного суда КЧР от 30.08.2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики (вновь судья Карабанов В.Б.) от 04.03.2011 года при новом рассмотрении вновь принимает решение о признании решения и предписания №9 Карачаево-Черкесского УФАС России от 13.04.2010 года недействительными. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 года решение Арбитражного суда КЧР от 04.03.2011 года оставлено без изменений, апелляционная жалоба Карачаево-Черкесского УФАС России без удовлетворения. И наконец, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.10.2011 года решение Арбитражного суда КЧР от 04.03.2011 года, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики.

 

ООО «Расчетно-кассовый центр»   - организация, осуществляющая деятельность в столице республики, монополизировала рынок приема платежей за коммунальные услуги от населения, ограничив доступ на данный рынок коммерческим банкам и почте. В 2007 г. ООО «Расчетно-кассовый центр» включено в  региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке приема платежей за коммунальные услуги от населения. ООО «Расчетно-кассовый центр» начала свою деятельность в составе группы лиц ОАО «Черкесские городские электрические сети» и ОАО «Водоканал», развернула агрессивную, беспрецедентную по масштабам акцию по устранению конкурирующих структур с рынка по сбору коммунальных платежей всех видов со всеми традиционными хозяйствующими субъектами, оказывавшими эти услуги – банками и почтой, понуждению их к подписанию договоров с непривлекательными для их клиентов условиями.  Коммерческим банкам и почте были разосланы письма «с предложением» расторгнуть договоры с группой лиц – ОАО «Черкесские городские электрические сети» и ОАО «Водоканал». Позже эта структура сконцентрировала практически все иные виды обязательных платежей. Курс на тотальную монополизацию этих рынков был полностью  реализован. Фактически с момента начала осуществления своей деятельности в Управление ФАС по КЧР поступали жалобы от жителей столицы республики на отсутствие возможности оплачивать  коммунальные услуги  в иных организациях и учреждениях, кроме как в кассах расчетно-кассового центра. Не являясь исполнителем коммунальных услуг, с  момента своего создания ООО «Расчетно-кассовый центр», фактически присвоило себе функции по заключению или отказу от договоров на прием  платежей от населения с иными хозяйствующими субъектами – банками и почтой. Абонентская база потребителей коммунальных услуг банкам и почте не предоставлялась коммунальными предприятиями, что создавало дополнительные неудобства плательщикам коммунальных услуг. ООО «Расчетно-кассовый центр», используя свое исключительное положение,  устранила возможности потребителей коммунальных услуг оплачивать стоимость этих услуг через  других лиц – потенциальных конкурентов ООО «Расчетно-кассовый центр».

 

Карачаево-Черкесское УФАС России с самого начала злоупотребления принимает меры в отношении группы лиц, устранившей с рынка приема платежей традиционные организации – почту и банки. Парадокс заключается в том, что услуга, стоимость которой в городах России колеблется от 0,2 до 3% от общей стоимости коммунальной услуги, в столице Карачаево-Черкесии  колеблется от 3 до 7%, устранить который возможно только в результате запуска механизма полноценной конкуренции на рынке приема платежей. При этих условиях ряд банков готов оказывать услуги по среднестатистическим параметрам. Доказательством устранения конкуренции на рынке услуг по приему коммунальных платежей являются факты, свидетельствующие о том, что прием платежей по коммунальным услугам иными хозяйствующими субъектами с 2005 года (года создания ООО «Расчетно-кассовый центр») по 2009 годы уменьшился в ОСБ 8585 Сбербанка России  почти в 10 раз, в ЗАО АКБ «Кавказ-Гелиос» полностью прекращен прием платежей, в ОАО АКБ «Связь-Банк» - в 15 тыс. раз, в УФПС КЧР – филиал ФГУП «Почта России» - почти в 100 раз. Более того, ООО «Расчетно-кассовый центр» не ограничилось агентской деятельностью по приему платежей. В нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потребителей компания занялась ревизией квартир и частных домовладений и  по своему усмотрению взысканием штрафных санкций. Решение Черкесского городского суда, признавшего эту практику противозаконной, по сей день не исполняется.

 

Управление ФАС России по КЧР продолжит работу по демонополизации рынка приема платежей за коммунальные услуги.

Пресс-служба УФАС по КЧР