МЧС ограничило число участников торгов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В результате внеплановой проверки выявлены нарушения Управлением МЧС по КЧР требований закона « О размещении заказов…».

На основании письма прокуратуры  Карачаево-Черкесской Республики  от 14.07.2011 г. №86-4-11 и в целях осуществления контроля за соблюдением конкурсного законодательства, руководствуясь статьей 17  ФЗ «О размещении заказов…»,  инспекцией Карачаево-Черкесского УФАС России проведена внеплановая камеральная проверка на предмет соблюдения Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий по КЧР (далее - Заказчик) требований ФЗ «О размещении заказов…» (далее – Закон о размещении заказов).

Проверка начата 25.07.2011 года,  окончена   16.08.2011 года.

 

В ходе контрольного мероприятия установлено:    

По проведенному открытому аукциону в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству пожарной части в Карачаево-Черкесской Республике, Усть-Джегутинский район, г. Усть-Джегута, мкр. Московский выявлены следующие нарушения, а также по открытому аукциону в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству пожарной части в Карачаево-Черкесской Республике, Зеленчукский район, Архызское участковое лесничество, РГУ Зеленчукское Лесничество, квартал 20, выдел 30 выявлены следующие нарушения.

2.1.В извещении о проведении указанных аукционов указано, что предметом государственных контрактов является строительство пожарной части. Пунктом 1 Технических требований аукционной документации установлено, что «необходимо выполнить привязку проекта повторного (массового) применения с внесением изменений в наземную часть здания, фасадов и планировки, включая конструкции кровли, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и действующими на территории РФ СНиП, НПБ, СанПИН (приложение 1)». Приложением 2 Технических требований аукционной документации установлено техническое задание на инженерные изыскания. Данное обстоятельство подтверждается и тем, что в пункте 3.2 платежи и расчеты договора №9802 от 14.02.2011 г. прописано, что «стоимость поручаемых Подрядчику работ по настоящему контракту подряда определяется на основании проведенного электронного аукциона и составляет 59 700 000 рублей 00 копеек (пятьдесят девять миллионов семьсот тысяч рублей 00 копеек), в том числе проектно-изыскательные работы 2 200 000 рублей 00 копеек(два миллиона двести тысяч рублей 00 копеек)» и пункте 3 дополнительного соглашения к государственному контракту №9662 от 17.02.2011 г. также прописано «в пункте 3.2 после слов «(сорок девять миллионов семьсот пятьдесят тысяч рублей 00 копеек)» добавить слова «в том числе проектно-изыскательские работы 2 250 000 рублей 00 копеек (два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей 00 копеек). И пунктом 4 указанных требований установлены общие требования к выполнению работ – «в соответствии с материалами инженерных изысканий, проектно-сметной документацией».  

 

Следовательно, Заказчиком объединены в один предмет торгов работы по строительству и подготовке проектной документации, а также по инженерным изысканиям.  

 

Пп. 16.6 аукционной документации  Заказчиком установлены требования о наличии допусков саморегулируемых организаций на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, а именно, работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): промышленное строительство; объекты электроснабжения до 110кВ включительно; жилищно-гражданское строительство; объекты теплоснабжения, объекты водоснабжения и канализации.

 

Согласно статье 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.   

 

Кроме того, перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 г. №624) -  свидетельства о допуске к определенному виду работ бывает трех видов: 1.по инженерным изысканиям, 2.по подготовке проектной документации, 3.по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. 

 

В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 статьи 41.6 сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

 

Пунктом 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов  при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

 

Таким образом, Заказчиком не установлено требование к участникам заказа о наличии свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации и инженерным изысканиям.

 

Данные действия Заказчика свидетельствуют о нарушении части 5 статьи 41.6 пункта 2 части 6 статьи 41.8, пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов и  содержат признаки нарушения предусмотренного статьей  ч.4.2 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

Материалами аукционной документации подтверждается, что в ней отсутствует проектная документация в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.  

 

В силу части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

 

Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие к ним требования, и со сметой определяющую цену работ.

 

Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать  требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

 

Из указанных положений Закона о размещении заказов следует, что отсутствие в документации о торгах требований, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

 

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

 

Следовательно, отсутствие проектной документации в составе документации о торгах на строительство объекта означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, и является нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

 

Данные действия Заказчика содержат признаки нарушения предусмотренного статьей  ч.4.2 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

Вместе с тем, в соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

 

Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

 

Исходя из указанных положений законодательства в их взаимосвязи, следует вывод  о том, что  между работами по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации и по строительству имеет место прямая связь, но вместе с тем данные виды работ не являются работами, осуществляемыми в неразрывном единстве и одновременно.  Так,    работы по инженерным изысканиям предшествуют работам по подготовке проектной документации и строительству. На основании выполненной проектной документации  осуществляется строительство объекта. В связи с  этим данные работы технологически и функционально не связаны друг с другом, т.е. работы инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, строительству и могут выполняться как одним, так и разными подрядчиками, при наличии соответствующих допусков саморегулируемых организаций.

 

Таким образом, учитывая, вышеуказанные требования действующего конкурсного законодательства Российской Федерации  на объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации, работ по организации строительства и работ по инженерным изысканиям,   подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта установлен запрет, в связи с тем, что данное объединение приводит к ограничению количества участников размещения заказа, поскольку выполнение указанных работ является различными товарными рынками и свидетельствует о нарушении части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

 

Данные действия Заказчика содержат признаки нарушения предусмотренного статьей  ч.4 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

Пунктом 2.2.4. государственного контракта от 14.02.2011 года №9802, а также пунктом 2.2.4 государственного  контракта от 08.02.2011 года №9662  предусмотрено, что «Заказчик имеет право отказаться от исполнения договора в любое время до сдачи ему результата работы, оплатив Подрядчику, часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения договора».  Из данной формулировки следует, что Заказчиком предусмотрено расторжение контракта в одностороннем порядке.

 

Частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

 

Следовательно, вышеуказанные действия Заказчика свидетельствуют о нарушении им части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов. 

 

Указанные действия Заказчика содержат признаки нарушения предусмотренного статьей  ч.4.2 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Изучив представленные материалы на предмет соответствия деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий по КЧР требованиям конкурсного законодательства,  принято решение: о признании в действиях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий по КЧР нарушение требований  ч.8 ст.9; п.1 ч.1 ст.11;  ч.3.1, ст.34; п.1 ч.4, ч.5 ст.41.6, п.2 ч.6 ст.41.8  Закона о размещении заказов; выдаче предписания о недопущении  вышеуказанных нарушений и передаче уполномоченному должностному лицу материалы дела  для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

   Пресс-служба УФАС по КЧР