Рекламный бизнес "product placement". Российский и мировой опыт.

Продакт плейсмент  в дословном переводе означает «размещение продукции, скрытая реклама» или технология рекламирования товаров путём их размещения  не в рекламных продуктах.

Немного об истории явления.  Сначала product placement  - завуалированная  реклама товара в художественном произведении  - проник в киноиндустрию.  Магия кино правит миром.  Виртуальные герои диктуют  обществу стандарты поведения, стиль одежды и крылатые фразы.  Экран стал не только  законодателем моды ,но и учителем жизни.  Пройти мимо такого феномена рекламная индустрия, естественно, не могла. Все началось в начале прошлого века в США, когда один из мультипликационных героев, обожавший шпинат, подсадил на  любовь к зеленому овощу  всю страну, к удивлению  производителей.    История умалчивает о том, кто появился первым – сам герой или идея  включить его образ  в общенациональную компанию по оздоровлению образа жизни американцев, но достоверно известно,  что после появления этого мультфильма рост потребления консервированного шпината  вырос на 30 % по всей территории США.  Пример успешной мультпропаганды , а также многочисленные вопросы  зрителей, которые интересовались на какой машине  ездит Джеймс Бонд и у кого одевается Мерилин Монро , заставили киновладельцев  всерьез задуматься  о возможностях продакт плейсмента.

 

Продакт плейсмент стал самостоятельным направлением  рекламного бизнеса. 

 

Чтобы Джеймс Бонд в фильме «Золотой глаз» ездил на ВMW Z3 немецкому автоконцерну   пришлось заплатить продюсерам $3 млн.  В результате сразу после выхода картины  очередь на продемонстрированную в ней  модель  выстроилась на 3 года вперед, а её продажи в 1995 году, в год выхода картины на экран , выросли на $240 млн.  У нас в стране речь о таких суммах не идет,  поскольку рынок  продакт плейсмент  появился только в 90-е годы, а его официальных оценок  просто нет. В России явление оказалось в поле зрения Федеральной антимонопольной службы  (ФАС РФ)   , однако это лишь привлекло внимание к этой форме скрытой рекламы. На рынке могут появиться новые  правила и клиенты. Более того, продакт плейсмент  никак не регулируется законодательно. 

В Федеральном законе «О рекламе»  указывается, что закон не распространяется на «упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце товара, которые  органично интегрированы  в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются   сведениями рекламного характера». На эту «органичность» и пытается  опираться продакт плейсмент. Вопрос об органичности или неорганичности  вписывания товара  в контекст  будет относиться к компетенции экспертного совета  по рекламе , созданного при ФАС . Исключений для зарубежных фильмов не предусматривается. Жестко планируется поступать только с теми товарами , на рекламу которых  есть ограничения, например, алкоголя и табака. Штраф будет составлять до 500 000 руб.

Стоит отметить, что  продакт плейсмент регулируется во всем мире.  В 2009 году в Европейском сообществе вступила  в силу директива «Аудиовизуальные медиауслуги». Этот документ частично разрешает продакт плейсмент на телевидении, но запрещает призывать покупать эти товары , кроме того в титрах программы должно быть указано , какие товары присутствовали в ней за деньги. В 2008 году Федеральная комиссия  в США также начала  борьбу с продакт плейсмент . Её представители считают, что в последнее время производители телешоу стали использовать  продакт плейсмент  , чтобы привлечь внимание  к продвигаемому продукту  тех телезрителей, которые используют специальные устройства для блокировки рекламных сообщений. В Англии выявлена тревожная тенденция  - резкий всплеск  интереса рэперов  к оружию ( 11 упоминаний в 2003году, 53 – в 2004году) и замечено , что прославление оружия, богатого образа жизни и идеи «быстрого богатства» привело к снижению уровня образования и росту преступности среди молодежи Англии.

В нашей стране одним из первых примеров продакт плейсмент  были холодильники  марки Bosch в фильме «Любить по- русски 2». Перед заказчиком в то время стояла задача  сломать стереотип, что Bosch очень дорогая  и недоступная техника и решено было сделать это через подобное размещение и так возникла в фильме сцена , где холодильник Bosch покупает фермер.   Бум продакт плейсмент в нашей стране начался в 2002 году  и достиг апогея  в картине «Ирония судьбы. Продолжение», по оценкам участников рынка , за продакт плейсмент   во второй  «Иронии» компания «Русский стандарт» заплатила $1,5 млн.

Продакт плейсмент развивается не только в кинофильмах, но также в телепрограммах, сериалах, книгах, музыкальных клипах и пр.  Все зависит от того, где рекламодателям выгоднее «найти свою» аудиторию. Также  имеет место случай, когда  одна очень известная фармкомпания  в течение 3-х лет пролонгировала размещение своего препарата в книгах. И  это было их единственное размещение  рекламы. За три года их объем вырос  более чем на 23 %.

Объём рынка продакт плейсмент  за 2009 г. составил $8-10млн., а в 2008г. доходил до $12-14 млн.  и по данным специалистов  уже на 80% сформирован.

Вмешательство ФАС должно оказаться на руку специализированным агентствам , которых стало меньше, но они существуют.  Опасаясь ФАС , телеканалы и продюсеры будут нанимать профессионалов  от продакт плейсмент  для грамотной интеграции продукта  в контекст  кино- и телепроизведений , дабы не иметь проблем с ФАС в дальнейшем и любые чёткие правила игры   будут способствовать развитию отрасли.  Во многих странах , как уже говорилось выше, существуют очень жесткие  ограничения на определенные виды продакт плейсмент , но тем не менее эта индустрия активно работает. Поэтому развитие будет вполне  очевидным – бренды следуют за вниманием потребителей , не появляясь там, где это запрещено законом.

По мнению одного известного  эксперта отрасли,  настаёт конец эпохи повторяющейся рекламы, которая так неоднозначно воспринимается потребителями,  и последовал призыв «перестать  прерывать на самом интересном месте  то, что всем интересно,  и стать тем, что всем интересно», то есть фактически заявил о веке продакт плейсмент.

Начальник отдела контроля размещения госзаказа и рекламы Г.П.ГРИНЬКО