Проведение «земельных» аукционов в электронном формате и законодательные исключения из правил

В Карачаево-Черкесской Республике землепользование, путем аренды государственных и муниципальных земель, занимает весомое место в микроэкономике региона. Приобретение государственного земельного участка является позитивной практикой для ведения сельского хозяйства, строительства, осуществления производства и иных форм реализации. В этой связи, на муниципальных органах власти лежит особая ответственность за законную организацию и проведение «земельных» аукционов. Однако, правоприменительная практика Управления ФАС России по КЧР показывает, что вступившие в силу нововведения в закон и упрощение процедуры проведения «земельных» торгов порой не всегда находят свое применение со стороны органов власти. Сегодня рассмотрим пример дела, которое наглядно показывает к чему приводит пренебрежение нормами законодательства.

 

В Карачаево-Черкесское Управление ФАС России поступила жалоба гражданина на неправомерные действия местной администрации одного из муниципальных районов республики при проведении «земельного» аукциона. Заявитель указывал на то, что организатор торгов проводил торги не в электронной форме. То есть для участия в аукционе участник должен был присутствовать лично.

 

Обратимся к нормам законодательства. С марта 2023 года, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации*, «земельные» торги проводятся в электронной форме. Это обусловлено тем, что иная форма проведения аукционов сужает круг потенциальных участников, территориально находящихся за пределами региона. В этом правиле есть исключения. Так, органами государственной власти республики могут быть определены муниципальные районы, на территориях которых «земельные» аукционы не проводятся в электронной форме, так как технически невозможно принять в них участие. Причиной этому является отсутствие доступа в интернет.

 

Именно на такое исключение из правил, закреплённое законом, ссылался организатор торгов. Однако при этом местная администрация не представила акт, принятый высшими органами власти республики, в рамках которого у них есть возможность проводить аукционы на земельные участки не в электронном виде.

 

Изучив все материалы дела, Комиссия Управления установила нарушение Земельного кодекса Российской Федерации, допущенное организатором торгов, и выдала местной администрации предписание.

 

Справочно:

* Пункт 1 статья 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации. в отношении которых до 1 января 2026 год