«Пятый антимонопольный пакет» и новые механизмы регулирования цифровых платформ

В силу вступили нововведения в Закон о защите конкуренции1, которые обязывают агрегаторов и маркетплейсы соблюдать антимонопольное законодательство. Новый закон2, который закрепляет изменения антимонопольного законодательства, является частью «пятого антимонопольного пакета». Он позволит повысить эффективность защиты прав граждан и бизнеса. Нововведения усиливают антимонопольное регулирование «цифровых» рынков, расширяют институт экспертизы и вносят изменения в государственный контроль за экономической концентрацией.

 

Под действие нововведений подпадают цифровые сервисы, которые оказывают существенное влияние на смежные рынки, то есть цифровые платформы, занимающие доминирующее положение3. В объектив ФАС России попадут, только те сервисы, которые допускают недобросовестное поведение. К нарушению законодательства могут привести:

  • необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе,
  • навязывание невыгодных условий для потребителей,
  • создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе.
  •  

Новое регулирование затрагивает товарные рынки, на которых совершаются сделки с использованием цифровых платформ. Антимонопольная служба устанавливает наличие сетевых эффектов4 и дает оценку возможности хозсубъекта, владеющего цифровой платформой и обеспечивающего посредством ее использования совершение сделок между продавцами и покупателями, оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке.

 

В рамках законодательных изменений также расширены государственные функции ФАС России, в части возможности назначения экспертизы. Поправками устанавливается порядок назначения и их проведения.

 

Также новые нормы закона коснулись и сделок экономической концентрации. Введено новое условие предварительного согласования антимонопольной службой подобных сделок, в случаях, когда цена превышает 7 миллиардов рублей.

 

Справочно:

1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» от 10 июля 2023 года № 301-ФЗ.

3. Статья 10.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

4. «Сетевой эффект» - свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность программы для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями, меняется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей.