«Современные тенденции развития рекламного рынка»: В Архызе прошел Форум для представителей рекламного бизнеса и предпринимателей СКФО

«Основной составляющей соблюдения принципов добросовестной конкуренции в экономической системе регионов является активное вовлечение бизнеса в процесс формирования и поддержания социально-экономического благополучия регионов. Главная задача антимонопольных органов – поддержка открытого диалога с представителями бизнес сообщества и эффективное взаимодействие с органами власти на местах. Именно такая система работы будет способствовать внедрению новых механизмов правового регулирования конкурентных отношений на региональных отраслевых рынках» - руководитель Карачаево-Черкесского Управления ФАС России Артур Куантов.

 

В Карачаево-Черкесии обсудили актуальные вопросы развития российского рекламного законодательства и антимонопольной политики, в части борьбы с недобросовестной конкуренцией. В конференц-центре ГК «Романтик», всесезонного туристического комплекса «Архыз», прошел Форум «Современные тенденции развития рекламного рынка», который стал площадкой для открытого диалога бизнес-сообщества Северо-Кавказского Федерального округа, экспертов рекламного бизнеса и представителей органов государственной власти.

Программа мероприятия включила обсуждение практики использования товарных знаков в бизнес-рекламе и деятельности ФАС России по осуществлению антимонопольного контроля и пресечению нарушений Закона о рекламе.

 

Форум прошел при участии представителей Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Федеральной антимонопольной службы, Южного Главного управления Банка России и органов государственной власти региона.

Приветственным словом мероприятие открыл заместитель Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Евгений Поляков. Он подчеркнул важность и актуальность тематики Форума, так как реклама всегда была и остаётся двигателем торговли, оказывая значимое влияние на занятость населения и увеличивая развитие экономики. Как отметил заместитель Председателя Правительства КЧР, правильное и законное применение рекламного законодательства – это основа в развитии честной и добросовестной конкуренции.

О работе Федеральной антимонопольной службы, в рамках контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, и перспективах развития российского рекламного бизнеса в своем выступлении рассказала заместитель руководителя ФАС России Карина Таукенова:

 

«Ежегодно Федеральная антимонопольная служба рассматривает порядка 16 тысяч заявлений о нарушении законодательства о рекламе и около 3 тысяч заявлений о недобросовестной конкуренции. Нарушения в этих сферах чаще всего затрагивают потребителей, а также представителей малого бизнеса. Мы продолжаем работу по актуализации рекламного законодательства с участием бизнеса и экспертов рынка с целью сохранения честного и добросовестного поведения предпринимателей» - отметила заместитель главы ФАС России.

О целях и задачах Национального банка Российской Федерации в механизме антимонопольного контроля за деятельностью финансовых организаций в части соблюдения норм действующего законодательства участникам Форума рассказала заместитель начальника Главного Управления — начальник Управления противодействия нелегальной деятельности Южного главного управления Банка России Виктория Олейник. Спикер отметила, что в рамках взаимодействия Банка России и Федеральной антимонопольной службы за последние 3 года было зафиксировано порядка 670 фактов информирования ФАС России о нарушениях кредитными и страховыми организациями антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе. По всем фактам выявленных нарушений антимонопольной службой было инициировано и принято более 900 мер реагирования.

 

«В 2023 году, в соавторстве с ФАС России выпущены актуальные информационные разъяснения, целью которых стало исключение введения в заблуждение потребителей финансовых услуг и содействие формированию благоприятной конкурентной среды. Рекомендации касаются раскрытия на сайтах информации об условиях использования финансовых продуктов. Так, отражать информацию обо всех условиях предлагаемых продуктов необходимо равнозначным по размеру шрифтом без использования графических приемов, позволяющих отображать одни менее заметно по сравнению с другими. Также, профессиональным кредиторам необходимо обращать внимание потребителей на различия в условиях приобретения у партнеров товаров в зависимости от использования для их оплаты заемных средств, а также провести со своими партнерами работу для раскрытия на их сайтах соответствующей информации о разнице в условиях приобретения» - подчеркнула Виктория Олейник.

Актуальные вопросы применения норм рекламного законодательства и примеры нарушений со стороны крупных компаний в своем выступлении рассмотрела начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Татьяна Никитина.

 

«Наибольшее количество нарушений за 2022 год выявлено в сфере рекламы по сетям электросвязи (это смс-рассылки и спам-звонки) – 31,8%, а также в сфере финансовых услуг – 17,8%. Всего за прошедший год служба возбудила 4016 антимонопольных дел по признакам нарушения рекламного законодательства и недобросовестной конкуренции, и назначила 1831 штраф на общую сумму 133 427 000 рублей» - отметила начальник профильного управления ФАС России.

О формах защиты от недобросовестной конкуренции участникам Форума рассказала начальник отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и СМИ Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Анастасия Залевская. В первую очередь, она обратила внимание на основополагающий факт, который должны учесть все участники рыночных отношений – попустительство к мелким нарушениям ведет к увеличению количества фактов недобросовестной конкуренции и, как следствие, совершению более тяжких правонарушений.

 

«В числе нарушений, которые влекут за собой выдачу Предупреждения от антимонопольного органа, типовыми являются дискредитация, введение в заблуждение и некорректное сравнение. Одним из таких эффективных механизмов по защите своего бизнеса от недобросовестной конкуренции является регистрация товарного знака и его правовая защита. Речь идёт о ситуациях, когда за счет узнаваемого товарного знака отдельные предприниматели пытаются строить свой бизнес, «паразитируя» на уже получившем известность обозначении. При этом, стоит заметить, что если предприниматель в силу определенных причин не регистрировал обозначения в качестве товарных знаков, он не лишается возможности получить защиту от злоупотреблений конкурентов. Однако регистрация товарного знака даёт возможность более эффективно защитить свои интересы. Это может быть реализовано в виде запрета другим лицам реализовывать товары под таким обозначением» - подчеркнула Анастасия Залевская.

Руководитель Карачаево-Черкесского Управления ФАС России Артур Куантов рассказал о деятельности территориального антимонопольного ведомства, в рамках осуществления контроля в сфере рекламы и поделился с участниками форума практикой рассмотренных дел по выявленным фактам недобросовестной конкуренции. Как показывает статистика наиболее часто встречаются нарушения в отдельно взятых рекламных сферах - медицинские и финансовые услуги, а также смс-рассылки. С начала 2023 года почти в два раза увеличилось количество дел в сфере медицинской деятельности - показатель 44% составляет рост числа поступающих обращений за период последних трех лет. Нарушения, связанные с смс-рассылками, составили в этом году 33%, а реклама финансовых услуг - 11,5%.

 

«В сфере размещения наружной рекламы в период с 1 января 2022 года по 4 августа 2023 года на территории города Черкесска демонтировано 1326 незаконно установленных рекламных и информационных конструкций. Управлением выдано 48 разрешений на установку рекламных конструкций, из которых 42 на фасадах зданий и 6 на земельных участках, а также согласовано 68 разрешений на размещение информационных вывесок, в соответствии с нормами закона. Это итоги работы за последние годы по выявленным фактам нарушений действующего законодательства. Первым шагом был анализ ситуации и установление нарушений, связанных с отсутствием утвержденных схем размещения рекламных конструкций в большинстве муниципальных образований республики. Также было выявлено большое количество незаконно установленных рекламных конструкций и отсутствие утвержденного регламента, позволяющего организовывать и проводить обязательные торги на право размещения и распространения рекламы. В этой связи ответственным ведомствам и органам местного самоуправления были выданы соответствующие Предупреждения о необходимости прекращения выявленных нарушений, которые на сегодняшний день исполнены в полном объеме, нарушения устранены» - отметил руководитель Карачаево-Черкесского Управления ФАС России.

          

Завершил работу Рекламного форума круглый стол, посвященный обсуждению изменений рекламного законодательства, маркировке рекламы и примеров недобросовестной конкуренции. Представители рекламного бизнеса Северо-Кавказского Федерального округа смогли задать все интересующие их вопросы и поделиться проблемами, возникающими при осуществлении своей деятельности. Основными запросами на разъяснение со стороны Федеральной антимонопольной службы стали темы законного сотрудничества с блогерами, в рамках соблюдения норм действующих нововведений в Закон о рекламе, оценка этичности рекламных образов в зависимости от национально-культурной повестки Северо-Кавказских регионов и спорные вопросы наружной рекламы компаний конкурентов, которые могут содержать признаки недобросовестной конкуренции.

          

«Современная рекламная индустрия является существенным и важнейшим сегментом рынка и неотделимой частью всех областей российской экономики и общественной жизни, поэтому бизнес должен четко понимать какими нормами закона должна руководствоваться компания при решении своих маркетинговых задач, с целью избежать нарушений действующего законодательства. Наша задача сегодня - формировать качественно новые модели взаимодействия государственных органов власти и бизнес-сообщества для развития экономического потенциала страны, ведь именно от нас зависит, среди всего прочего, и функционирование российских медиа, значительная часть которых осуществляет свою деятельность на основе рекламных бизнес моделей» - подчеркнул руководитель Карачаево-Черкесского Управления ФАС России Артур Куантов.