Итоги публичных обсуждений правоприменительной практики Управления

В Карачаево-Черкесском Управлении ФАС России прошли публичные обсуждения правоприменительной практики за первое полугодие 2023 года. В рамках мероприятий представители антимонопольного ведомства подробно рассмотрели актуальные вопросы деятельности управления в текущем году.

 

Обсуждение было посвящено практике рассмотрения жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и заявлений на действия субъектов естественных монополий при осуществлении технологического присоединения к газо- и электросетям, нововведениям в законодательстве о контрактной системе, а также анализу правоприменительной практики управления в сфере государственных закупок. Отдельное внимание представители Карачаево-Черкесского УФАС России уделили разъяснениям, которые были предоставлены в ответ на поступившие вопросы от участников встречи.

            

Говоря о статистике дел, врио заместителя руководителя Карачаево-Черкесского Управления ФАС России Солтан Кумратов привел данные об итогах работы Управления по осуществлению антимонопольного контроля за первое полугодие текущего года. С начала 2023 года антимонопольным ведомством было возбуждено 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдано 1 предупреждение о принятии мер по устранению признаков нарушения пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции.

«За последние годы в антимонопольное законодательство были внесены весомые изменения, которые существенно сократили административные ограничения субъектов предпринимательской деятельности и позволили повысить эффективность предупреждения и пресечения антимонопольных правонарушений на региональных отраслевых рынках. Данные меры продиктованы современным этапом модернизации экономической системы страны и направлены на поддержку российского бизнеса. Из анализа правоприменительной практики мы видим снижение числа нарушений по ряду статей Закона о защите конкуренции, однако актуальными для республики остаются вопросы «земельных» торгов, размещения незаконной рекламы и нарушения, допускаемые органами власти» – подчеркнул Солтан Кумратов.

 

Актуальной темой поступающих вопросов в адрес антимонопольного управления с начала этого года является процесс технологического присоединения к сетям хозсубъектов естественных монополий. На публичных обсуждениях также было рассмотрено обращение жителя республики, в котором он хочет узнать может ли организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, отказать в заключении договора на подключение.

«Согласно Правилам технологического подключения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 2130, при наличии технической возможности исполнитель не вправе отказать заявителю в заключении договора. Исключения в данном документе также учтены и закреплены пунктом 32. Однако, при необоснованном отказе или уклонении хозсубъекта от технологического подключения гражданин вправе обратиться в суд или к нам в антимонопольный орган, для устранения нарушения» – Солтан Кумратов.

Основной темой выступления заместителя начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС России по КЧР Марата Байрамукова стала практика антимонопольного ведомства по пресечению антиконкурентных действий со стороны органов власти региона.

«Как показывает практика, нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые органами власти, наносят большой урон микроэкономике региона и препятствуют формированию единого правового пространства в рыночной отрасли. Эти факторы ограничивают экономическую свободу предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса. С начала текущего года Карачаево-Черкесским Управлением ФАС России выдано 13 предупреждений о прекращении действий и 1 дело по признакам нарушения статьи Закона о защите конкуренции» – отметил Марат Байрамуков.

 

Среди вопросов, которые поступили в антимонопольное управление накануне проведения публичных обсуждений правоприменительной практики стало обращение с просьбой разъяснить нормы действующего законодательства по предоставлению муниципальных преференций. Автора вопроса интересовало предусмотрена ли законом передача объектов коммунальной инфраструктуры (водоснабжения, теплоснабжения) в качестве льгот.

«Передача прав владения и пользования такого радо объектами, осуществляется с учётом требований, установленных Федеральным законом №190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом №16-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В данном случае, в соответствии с Законом о защите конкуренции, передача в аренду объектов теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения возможна только в случае проведения конкурсных процедур. Обусловлено это тем, что предоставление в виде преференции указанных объектов инфраструктуры хозсубъекту без проведения торгов может привести к ограничению или недопущению конкуренции на рынке тепло- и водоснабжения» – Марат Байрамуков.

       

О борьбе антимонопольного управления с нарушениями процедуры «земельных» торгов рассказал сотрудник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС России по КЧР Мурат Баисов. С начала текущего года сотрудники ведомства рассмотрели 15 жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 6 из которых были признаны обоснованными. Также в текущем году наблюдается рост количества обращений на действия организатора торгов в ходе реализации имущества должников.

«По итогам работы за первое полугодие 2023 года Карачаево-Черкесским Управлением ФАС России был проведен анализ рассмотренных жалоб на нарушение организации и проведения «земельных» торгов и составлен перечень стандартных ошибок, допускаемых уполномоченными органами региона. К числу основных нарушений относятся: несоблюдение требований законодательства к составу извещений и его публикация в сокращенном виде; указание различных банковский реквизитов для внесения задатка; включение в форму заявки противоречащих законодательству условий; неправильное определение предмета аукциона в случаях, когда земельный участок не может являться предметом торгов» -  отметил Мурат Баисов.

 

В рамках рассмотрения данной темы представитель антимонопольного органа также разъяснил вопрос о том, возможно ли взимание оператором электронной площадки платы (так называемого гарантийного обеспечения) по результатам проведения торгов по продаже арестованного имущества с лица.

«Интересные вопрос, ответ на который формируется из ряда важных аспектов законодательства. В соответствии с законодательством при проведении торгов по реализации арестованного имущества удержание оператором электронной площадки платы с победителя аукциона допустимо. Однако законом не регламентируется порядок взимания и размер оплаты таких услуг, в связи с чем оператор площадки самостоятельно определяет размеры тарифов. Однако, стоит обратить внимание на статью 17 Закона о защите конкуренции. Антимонопольным законодательством запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Таким образом, раз установление необоснованно высокого размера гарантийного обеспечения может ограничить количество участников торгов, организатор аукциона должен выбирать оператора электронной площадки с учетом необходимости соблюдения положений антимонопольного законодательства» -  Мурат Баисов.

            

Одной из тем публичных обсуждений стали нарушения субъектов естественных монополий при осуществлении технологического присоединения к газо- и электросетям. Об этом в своем выступлении рассказал сотрудник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС России по КЧР Артур Гергев. С начала текущего года в антимонопольное управление поступило 16 обращений на действия сетевых организаций. По результатам рассмотрения данных жалоб было возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, по 5 из которых виновные хозсубъекты уже привлечены к административной ответственности.

«Анализ рассмотренных дел показывает, что основным нарушением в сфере электроснабжения является несоблюдение сроков выполнения и  выдачи технических условий. При осуществлении технологического присоединения к газовым сетям и водоснабжению чаще всего встречаются проблемы с необоснованным отказом в выдаче технических условий или нарушение сроков их выполнения. Также хочется обратить внимание на очень важный факт - обращение в антимонопольный орган должно содержать все необходимые документы и сведения о факте нарушения сетевой организацией установленных правил. Зачастую мы сталкиваемся с недостатком обязательной информации, которую должно содержать в себе обращение в антимонопольный орган» – отметил Артур Гергев.

 

Работая с вопросами участников публичных обсуждений сотрудник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти антимонопольного органа подробно разъяснил, когда и как правильно обращаться в УФАС России по КЧР, в случаях, когда жители республики сталкиваются с нарушениями правил недискриминационного доступа к услугам газо-, водо- и электроснабжения.

«Обращаться в антимонопольный орган можно в ряде ситуациях. Во-первых, если субъект естественной монополии нарушает правила доступа или установленный порядок подключения к электрическим, тепловым, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего и холодного водоснабжения и водоотведения. А также в случаях, если собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства, водопроводных или канализационных сетей нарушает правила недискриминационного доступа к услугам электроэнергии, холодного водоснабжения и водоотведения. Направляя обращение в антимонопольное управление обязательно необходимо предоставить доказательства, подтверждающие выполнение со стороны заявителя всех действий, установленных Правилами техприсоединения. Например, приложить данные о выполнении технических условий, уведомление об этом сетевой организации и доказательства осуществления опосредованного технологического присоединения в соответствии с требованиями законодательства. Обращение также должно содержать сведения о лице, допустившем нарушение, и фактические доказательства со ссылками на пункты Правил подключения» – Артур Гергев.

Важной частью прошедших обсуждений деятельности Карачаево-Черкесского Управления ФАС России стал обзор правоприменительной практики в сфере закупок. С начала 2023 года в антимонопольное ведомство поступило 58 жалоб на нарушение законодательства о контрактной системе, по которым было вынесено 74 административных решения и наложена общая сумма штрафов более 1 700 000 рублей. Об этом в своем выступлении сообщил заместитель начальника отдела контроля закупок УФАС России по КЧР Азамат Шебзухов. Для сотрудников отдела контроля закупок в число приоритетных направлений работы входит и контроль за соблюдением обязательный законодательных норм при проведении закупочных процедур по национальным проектам России. О том, как проходит рассмотрение жалобы и проводятся внеплановые проверки по закупкам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №204 рассказала сотрудник отдела контроля закупок Карачаево-Черкесского Управления ФАС России Жанна Немчинова.

 

Рассмотрев актуальные нововведения в законодательство о контрактной системе Азамат Шебзухов дал разъяснения по одному из поступивших вопросов от участников публичных обсуждений. Представителей отдела контроля закупок просили рассказать о том, как правильно применить показатель оценки наличия деловой репутации на участие в закупке.

«Согласно Положению об оценке заявок, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации №2604, критерий «квалификация участников закупки», или в иных случаях «наличие у участников закупки деловой репутации», может применяться исключительно при осуществлении государственных закупок, поставщиками, подрядчиками или исполнителями которых, в соответствии с законодательством, могут являться только юридические лица и индивидуальные предприниматели. При применения данного показателя осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, подтвержденная соответствующим документом. Также, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, устанавливаются связанные с предметом контракта виды деятельности поставщиками, подрядчиками или исполнителями, в отношении которых участнику закупки и присвоен индекс деловой репутации. Таким образом, вы видим, что применение заказчиком показателя оценки «наличие у участников закупки деловой репутации» возможно только в случае, если предмет закупки относится к виду деятельности, который имеет соответствующий национальный стандарт» – Азамат Шебзухов.

       

Подводя итоги прошедших публичных обсуждений представители Карачаево-Черкесское Управление ФАС России отметили положительный опыт внедрения механизма открытого диалога как с бизнес-сообществом, так и с жителями республики. С прошлого года работа по адвокатированию конкуренции приносить свои положительные результаты и антимонопольное ведомство видит позитивный отклик среди заинтересованной аудитории. Публичные обсуждения выступают дополнительной площадкой для обратной связи и помощи гражданам в решении их вопросов. Сталкиваясь со сложностями в правовом поле антимонопольного регулирования, всегда нужно искать законные пути разрешения спорных ситуаций путем обращения в Карачаево-Черкесское Управление ФАС России.