Одна «медицинская» закупка + неверно составленное описание объекта закупки = нарушение закона о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Процесс закупок на основе государственного заказа включает в себя три укрупненных этапа:  формирование, размещение и  исполнение государственного заказа. На каждом шаге крайне важна правильная система организации управления закупочными процедурами, которая обязательно должна опираться на нормы действующего законодательства и выстраивается с учетом обеспечения максимальной эффективности конкурсных процедур.


Как показывает анализ нарушений законодательства о контрактной системе, выявляемых Карачаево-Черкесским Управлением ФАС России, из общего количества противоречащих закону аукционов почти половина приходится на «медицинские» закупки. Сегодня, на примере рассмотренного сотрудниками Управления дела разберемся, как составленное описание закупки исключительно под товар определенного производителя ограничивает конкуренцию и влечет за собой нарушение основополагающей нормативно-правовой системы организации закупочных процедур.


От ООО «МАК» в адрес Карачаево-Черкесского антимонопольного ведомства поступила жалоба, на действия Карачаево-Черкесской Республиканской клинической больницы при проведении аукциона на поставку систем катетеризации центральных вен.

В описании объекта закупки было предусмотрено требование о наличии у товара специфических характеристик. Так, например, размер одноканальных венозных катетеров модели 7 Fr, должен был иметь длину не менее 18 см и не более 22 см. Такие же параметры длины были закреплены катетерами модели 14 G, а скорость их потока должна была составлять не менее 88 мл.


Сотрудники отдела контроля закупок УФАС России по КЧР, изучив каждую позицию описания закупки установили, что под указанные характеристики подпадает исключительно товар единственного производителя. 


Подтверждением также служат и  коммерческие предложения, представленные заказчиком, в которых цена контракта формировалась с учетом стоимости товаров именно этого производителя.


По итогам рассмотрения дела комиссия Управления признала жалобу ООО «МАК» обоснованной и выдала клинической больнице предписание.


На основе этого дела можно сделать вывод, что заказчик, выбрав более простой пусть, составил описания объекта закупки так, чтобы приоритет отдавался товару определенного бренда. Однако, каждому участнику закупочных процедур всегда важно помнить о том, что его аукцион не должен ограничивать конкуренцию и соответствовать нормам действующего законодательства.