Общественный совет при УФАС России по КЧР: Актуальные экономические вопросы конкурентоспособности региональных социально-значимых рынков

«В нынешних реалиях, необходимо четко  знать реальные потребности и интересы населения региона, повышая уровень защиты их прав и свобод. Одним из векторов в данной работе для нас является активная деятельность Общественного совета, действующего при Карачаево-Черкесском Управлении ФАС России. Совместная работа сотрудников антимонопольного органа и членов Совета позволяет оперативно реагировать на актуальные экономические вопросы региона и вести планомерную разработку проектов по модернизации механизмов контроля за соблюдением действующего законодательства и защиты конкуренции в республики» – руководитель Карачаево-Черкесского УФАС России Артура Куантов.

 

В Управлении ФАС России по КЧР прошло заседание Общественного совета, посвященное итогам работы антимонопольного ведомства за II квартал 2023 года. Основной вопрос повестки дня – ситуация на рынке реализации СУГ в регионе.

            

Говоря об итогах работы управления с начала текущего года внимание участников заседания было отведено статистике. За первый квартал 2023 года отделом защиты конкуренции и контроля органов власти Карачаево-Черкесского УФАС России было рассмотрено 9 жалоб, коснувшихся допущения нарушений при организации и проведении «земельных» торгов, 7 дел по выявленным нарушениям рекламного законодательства и 8 административных делопроизводств, а также возбуждено дело о недобросовестной конкуренции, по факту незаконного использования товарного знака; вынесено решение по делу в отношении злоупотребления ООО «Газпром Межрегионгаз Черкесск» своим доминирующим положением, с наложением штрафа в размере 650 тыс. руб.

 

По итогам деятельности отдела контроля закупок регионального антимонопольного ведомства за первые три месяца работы в 2023 году прошло рассмотрение 41 жалобы в соответствии с законодательством о контрактной системе и 8 обращений о включении в РНП, проведено 15 внеплановых проверок и рассмотрено 72 административных дела, с наложением общей суммы административных штрафов более 500 тыс. руб.

Акцентируя внимание на основном вопросе заседания, сотрудники отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС России по КЧР подробно рассказали о работе управления в рамках сложившейся в регионе ситуации с повышением цен на сжиженный углеводородный газ.

 

«В рамках выездных мониторингов сотрудники управления на постоянной основе фиксируют стоимость сжиженного углеводородного газа на более чем 60-ти АЗС всех районов республики. По состоянию на 29 мая цены на СУГ не превышают отметки в 23,5 руб. за литр. Нами уже направлены письма хозсубъектам, реализующим сжиженный углеводородный газ на территории Карачаево-Черкесской Республики, с запросом калькуляции цен и документарного обоснования по каждому случаю повышения конечной стоимости. Для проведения всестороннего анализа состояния конкуренции на региональном рынке СУГ, мы также нацелены установить полную товарную цепочку реализации данного газомоторного топлива и провести дополнительный сбор информации. Это обусловлено тем, что СУГ в республику транспортируется из Ставропольского края и других регионов страны, а до установленных нефтебаз хранения как правило доставляется железнодорожным транспортом с Оренбургской, Астраханской и Волгоградской областей» – отметил начальник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС России по КЧР Солтан Кумратов.

            

Обращаясь к вопросу полномочий Карачаево-Черкесского Управления ФАС России по контролю за обоснованностью устанавливаемой хозяйствующими субъектами стоимости на СУГ, важно понимать, что в ситуациях со стремительным ростом цен антимонопольный орган имеет четкий и отработанный алгоритм действий.

 

В апреле текущего года первоочередной задачей для управления стало усиление контроля за деятельностью участников рынка реализации сжиженного углеводородного газа республики. В настоящий момент проводится сбор и анализ данных, а последующим этапом может стать принятие мер реагирования, в случае если будут установлены факты нарушения антимонопольного законодательства.

 

Законом предусмотрено, что хозсубъекты самостоятельно устанавливают цены на продаваемые товары. При этом, особый контроль со стороны антимонопольной службы отведен хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, и  отслеживанию случаев возможных антиконкурентных сговоров, заключенных участниками товарных рынков.

Условиями, на основании которых хозсубъект может быть признан «доминантом», является доля на рынке более 50% и случаи, когда при показателе ниже данной отметки, доминирующее положение устанавливается антимонопольным органом, в связи с определенной конъюнктурой рынка. В свою очередь, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, чья выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год не превышает 800 млн рублей.

 

«Карачаево-Черкесское Управление ФАС России в рамках своих полномочий прилагает все усилия для уточнения всех обстоятельств и разрешения сложившейся ситуации на рынке реализации СУГ. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства управлением будут применены меры антимонопольного реагирования и административного наказания. О всех этапах работы ведомства и их промежуточных тогах мы оперативно предоставляем комментарии в СМИ и размещаем актуальную информацию в наших официальных новостных источника. Для нас основным остается принцип открытости и прозрачности информации, которую мы транслируем в общество» – сообщил Солтан Кумратов.