В Карачаево-Черкесском УФАС России обсудили антимонопольные требования к процедуре организации и проведения «земельных аукционов»

«В нынешнее для современной региональной экономики время, вопросы инвестиционных рисков и рентабельности сельскохозяйственных, строительных и иных проектов в сфере приобретения земельных участков остаются актуальными и острыми. Карачаево-Черкесское управление ФАС России прослеживает активный рост поступающих жалоб на нарушения организаторами торгов норм действующего законодательства, что обусловлено наличием спорных ситуаций с допуском предпринимателей и заинтересованных физических лиц к получению прав на использование земельных участков республики. «Востребованы ли «земельные аукционы» в Карачаево-Черкессии сегодня?», «Каковы особенности организации и проведения торгов в силу действующего законодательства?», «Какие меры предпринимаются антимонопольной службой в области урегулирования спорных ситуаций при рассмотрении жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции?», – подобные вопросы активно поступают в адрес Управления от муниципальных органов власти региона и представителей бизнес-сообщества. Сегодня мы обсуждаем все актуальные запросы на разъяснения, которые напрямую влияют на развитие конкурентной политики республики в одной из основных отраслей экономики региона. Для нас важно говорить о проблемах и спорных ситуациях сегодня, помогая республиканским органам власти не допускать нарушений законодательства завтра, что само собой является основой для построения эффективной системы развития конкуренции в республики» – руководитель Карачаево-Черкесского Управления ФАС России Артур Куантов.

В Карачаево-Черкесском антимонопольном ведомстве прошел Круглый стол, посвященный вопросам антимонопольных требований к процедуре организации и проведения «земельных аукционов». В обсуждении вопросов правоприменительной практики рассмотрения жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции приняли участие представители Муниципального образования города Черкесска - первый заместитель руководителя Ачемез Акбаев, заместитель руководителя Заур Тугов, а также начальники и сотрудники профильных управлений Мэрии города.

 

На повестке дня были вопросы из практики деятельности органов муниципальной власти, с которыми сталкиваются сотрудники местных администраций республики при подготовке и организации «земельных» торгов. В ходе рассмотрения правоприменительной практики Карачаево-Черкесского Управления ФАС России, участники круглова стола получили разъяснения от сотрудников антимонопольного ведомства по актуальным темам, в числе которых были вопросы изменения условий договоров аренды, прав общей долевой собственности, размещения нестационарных торговых объектов и т.д.

           

«Говоря о вопросе внесения изменений в проект договора аренды земельного участка, который будет заключен по результатам аукциона, важно отметить, что в соответствии с нормами Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации, такие договоры заключаются на условиях, определенных уполномоченным органом в извещении и протоколе о результатах торгов. При этом изменения в договор могут быть внесены сторонами, если это не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также если такие основания предусмотрены законом» – отметил заместитель руководителя Карачаево-Черкесского УФАС России Инус Матакаев.

Следующим значимым вопросом, поступившим сотрудникам антимонопольного управления для разъяснения, стала тема продажи долей в праве общей долевой собственности на государственное или муниципальное недвижимое имущество совладельцу без проведения торгов. При рассмотрении случаев заключения подобных сделок необходимо отметить, что публичные торги для реализации доли в праве общей собственности при отсутствии согласия на это всех долевых участников могут проводиться только в случаях, предусмотренных положениями Гражданский кодекс РФ. В случае если участники долевой собственности отказываются от реализации преимущественного права, их доля реализуется в порядке и способами, установленными Законом о приватизации. В рамках всех этих процедур важно понимать, что все действия противоречащие нормам закона, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

            

«В числе важных тем сегодня мы также видим вопрос, связанный с предоставлением права на установку нестационарного торгового объекта. По общему правилу использование государственных и муниципальных земель для размещения нестационарных торговых объектов, так называемых НТО, осуществляется без предоставления земельных участков в пользование, в том числе без заключения договора их аренды. При этом, в соответствии с действующим законодательством, размещение НТО осуществляется на основании согласованной схемы, порядка и условий, которые устанавливаются нормативным правовым актом региона. Таким образом, конкурентные процедуры на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов могут быть введены субъектом самостоятельно. Целесообразность этого решения может быть обусловлена существующим запретом на ограничивающие конкуренцию акты и действия со стороны органов местного самоуправления, установленным статьей 15 Закона о защите конкуренции, и для обеспечения равного доступа хозсубъектов к праву размещения НТО» – пояснил заместитель руководителя антимонопольного ведомства.

Подводя итоги прошедшего Круглого стола, участники встречи резюмировали насыщенную беседу составлением плана дальнейшей совместной работы. Такая двусторонняя заинтересованность во взаимодействии продиктована повышением качества регулирования процессами проектирования алгоритма предотвращения нарушений антимонопольного законодательства.

«Опыт совместного рассмотрения актуальных вопросов нашей правоприменительной практики, положительно воздействует на развитие экономики региона, на повышение уровня вовлеченности предпринимательства в процесс социально-экономического благополучия республики. Нам важно понимать, что система государственного регулирования постоянно обновляется, и поддержание открытого диалога с органами власти региона дает всем участникам рыночных отношений возможность быть услышанными и получить своевременные разъяснения по важным вопросам» – руководитель Управления.