К вопросу преемственности рекламного законодательства в контексте современных факторов модернизации рекламного рынка

«Анализ правоприменительной практики нарушений рекламного законодательства показывает, что объем правонарушений в сфере рекламы и их специфика меняются, сообразно состоянию рынка. При этом важно понимать, что сфера рекламного бизнеса является достаточно устойчивой к кризисным ситуациям и в любых условиях имеет свойство подстраиваться и проявлять креативность, что позволяет почти всегда находить торговую нишу в системе новой экономической реальности. Как показывает практика, не всегда это свойство рекламных игроков торговых сфер экономики обусловлено желанием развивать и поддерживать российский рекламный рынок. За последнее время недобросовестные участники рекламного бизнеса вновь показали свои умения приспосабливаться к изменяющейся законодательной базе, двигаясь в том числе по пути нарушения действующего Закона о рекламе» – руководитель Карачаево-Черкесского Управления ФАС России Артур Куантов.

Экспертный совет по применению рекламного законодательства при Карачаево-Черкесском УФАС России начал свою работу в 2023 году с обсуждения актуальной темы российского рекламного права -  ретроспективный анализ института юридической ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Таким образом, в ходе заседания прошло обсуждение нововведений в действующее законодательство в контексте рассмотрения правоприменительной практики антимонопольного ведомства и сравнительного анализа контрольных и надзорных мер за создание и распространение ненадлежащей рекламы.

            

Антимонопольная служба является регулятором в комплексном рекламном законодательстве и осуществляет эффективную регламентацию отношений в рекламной сфере, обусловленную системой контрольно-надзорной деятельности различной отраслевой принадлежности. Таким образом, участие ФАС России в актуализации норм законодательства обусловливает наличие разностороннего подхода к рассмотрению проблемных вопросов рекламного рынка.

«Обращаясь к вопросу модернизации рекламного законодательства и смягчения мер за нарушение закона для представителей рекламной сферы, особое внимание отводится изменению процедуры привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности и уменьшению размеров административных штрафов. С одной стороны, данные поправки предусматривают снижение нагрузки на рекламный бизнес с отсутствием непосильных штрафов и вынесением предупреждений только в исключительных случаях, что поможет поддерживать здоровую конкуренцию и исключить большие убытки у добросовестных игроков рекламного рынка. С другой стороны, изменения в законодательстве дают возможность одновременно привлекать к ответственности организацию и ее должностного лица, что в свою очередь позволит предотвращать распространение ненадлежащей рекламы и повысить эффективность контрольной деятельности за недобросовестными рекламными компаниями» – заместитель руководителя УФАС России по КЧР Инус Матакаев.

Также в рамках заседания Экспертного совета прошло обсуждение внедрения единой системы учета интернет-рекламы в России. Теперь представители рекламного рынка в обязательном порядке предоставляют данные о своих рекламных кампаниях, осуществляя маркировку каждого рекламного объявления специальным идентификатором – токеном, который должен быть вшит в ссылку интернет-рекламы.

                  

Проводя анализ правоприменительной практики Карачаево-Черкесского Управления ФАС России за первый квартал 2023 года эксперты Управления определили спектр типовых правонарушений норм рекламного законодательства с начала текущего года. Комплексный характер носят нарушения, допускаемые при размещении рекламы финансовых и медицинских услуг.

«В настоящий момент, особое внимание в социальной жизни потребителей занимает ненадлежащая реклама финансовых и медицинских услуг. С начала 2023 года большая часть возбужденных Управлением дел приходится на нарушения части 8 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Это размещение объектов рекламирования, реклама которых в соответствии с законодательством не допускается, а также условия размещения рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг» – начальник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС России по КЧР Солтан Кумратов.

Подводя итоги встречи члены Экспертного совета резюмировали обсуждение вопросов заседания важным для каждой из сторон рекламного рынка тезисом: «Для предотвращения нарушений рекламного законодательства важно правильно выстраивать процесс саморегулирования и внутреннего контроля организаций в сфере рекламы». Этот осознанный шаг, который поддерживает антимонопольная служба, с готовностью оказывать консультативную помощь, представляют собой элемент целой системы институционализации рекламного общества, объединения интересов субъектов рекламной деятельности и построения надежного барьера на пути ненадлежащей рекламы. Сочетание этих действий со стороны рекламного сообщества позволит вывести совместную экспертную работу сотрудников антимонопольной службы и представителей рекламного рынка региона на новый уровень обсуждения индустрии юридических и этических проблем современного рекламного бизнеса и позволит повлиять на преобразование действующего законодательства.