По результатам рассмотрения жалобы в действиях Заказчика установлены нарушения

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ИП на действия Заказчика при проведении аукциона.

Согласно жалобе Заявителя, описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.

Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позиции № 1 «Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные» приложения № 1 «Описания объекта закупки» указано требование «Информация о двойной хлоринации должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации».

В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика сообщил, что установленные требования к товару соответствуют действующему законодательству и потребностям Заказчика.

Комиссией установлено, что раздел 8 ГОСТа Р 52239-2004 «Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора» (далее – ГОСТ Р 52239-2004) содержит исчерпывающий перечень информации, который должен содержаться на упаковке или иных опознавательных элементах.

Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 № 40-Пр/13 утверждена форма Регистрационного удостоверения на медицинское изделие, из которого следует, что информация о двойной хлоринации отсутствует.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.

При этом, информация о двойной хлоринации перчаток в Реестре Росздравнадзора не содержится.

Таким образом, действия Заказчика нарушают п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позиции № 3 «Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные» приложения № 1 «Описания объекта закупки» установлено избыточное требование к выраженной ромбовидной текстуре по всей поверхности перчатки.

В соответствии ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчиком по позиции № 3 «Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные» приложения № 1 «Описания объекта закупки» установлено: материал «Нитрильный латекс, повышенной плотности с выраженной ромбовидной текстурой по всей поверхности».

Комиссией установлено, что установленные Заказчиком требования к ромбовидной текстуре по всей поверхности перчатки не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52239-2004.

Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Заказчиком по позиции № 3 «Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные» приложения № 1 «Описания объекта закупки» установлены технические и качественные характеристики, в том числе: условная прочность Мпа – до ускорения старения должна быть не менее 14.

В п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» предусмотрено, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями извещения о закупке, а также учитывая во внимание подробное изложение в техническом задании характеристики, которые определяются путем испытаний, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу об ограничении возможности участникам закупки предоставить конкретные предложения, соответствующие значениям, установленным в извещении об аукционе. Установленные Заказчиком требования нарушают ч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.