По результатам рассмотрения жалобы в действиях Заказчика установлены нарушения

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО на действия Заказчика при проведении аукциона.

Согласно жалобе Заявителя, описание объекта закупки аукциона составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка оборудования.

Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.

Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в описании объекта закупки, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в техническом задании.

Аналогичная позиция содержится в п. 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).

Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

При этом, техническое задание описания объекта закупки не содержит обоснования необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии только одного производителя.

Представитель Заказчика, на заседании Комиссии не присутствовал, при этом в своих письменных возражениях пояснил, что установленные функциональные требования в техническом задании обусловлены потребностью Заказчика. Заказчик не имеет возможности знать все представленные на рынке модели и товарные знаки. Как сообщает Заказчик, техническое задание было сформировано исходя из полученных ответов на запросы о коммерческих предложениях.

Согласно представленной Заявителем сравнительной таблицы производителей, под данные критерии подпадает исключительно модель одного производителя.

При этом Заказчика не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии Карачаево-Черкесского УФАС России прийти к выводу о том, что совокупности характеристик соответствует товар двух и более производителей.

На основании изложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.