Изменения в системе государственных закупок

Обзор

Как известно, госзакупки -  конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд по заранее указанным в документации условиям в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Несмотря на принимаемые государством организационно-правовые меры, сфера госзакупок остается одной из самых криминализированных. По оценкам отдельных экспертов, объемы хищений в данной сфере измеряются сотнями миллиардов рублей.

По данным Минэкономразвития России, общий объем рынка госзакупок, включая закупки государственных корпораций, достигает 30 трлн рублей, или порядка 25% ВВП.  В контрактной системе функционируют более 330 тыс. государственных и муниципальных заказчиков и около 500 тыс. поставщиков. Общее число специалистов, занятых в данной сфере, достигло 1 млн человек. Несмотря на регулярное реформирование системы правового регулирования госзакупок, потери государственного бюджета от закупок по завышенным ценам составили в предыдущие годы порядка 250 млрд рублей. Наибольший уровень завышения закупочных цен имеет федеральный сегмент – 8,4%, далее региональный сегмент -  4,1% и сопоставимый с ним муниципальный – 4,2%.

Счетная палата РФ регулярно выявляет значительное количество нарушений в данной сфере. По одним данным, это 126,1 млрд руб. На региональном и муниципальном уровнях - 18 тыс. нарушений на сумму 17,5 млрд руб. Закупки госкомпаний прошли с нарушением на 620 млн рублей, а в регионах – еще на 3,8 млрд руб.

Другая негативная тенденция - увеличение закупок у единственного поставщика.  Причем, если на региональном уровне такие закупки составляют 6,4 %, муниципальном – 14,3%, то на федеральном – 35,2%, а в госкомпаниях – 40,4 %. Как правило, такой поставщик маскируется в «прочих» способах закупки, разрешенных госкомпаниям (55,3%). Некоторые из них находятся в стадии банкротства или близки к нему.

По данным Генпрокуратуры, в этой сфере нет места оптимизму. Еще в 2016 году генеральный прокурор Ю. Чайка издал приказ, утвердивший план борьбы с откатами и коррупцией в госзаказе. В выполнении приказа должны принимать участие Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, Минфин, а также ФСБ, Следственный комитет и МВД.  Сроки его выполнениявторое полугодие 2017 г. Основная часть плана содержит предложения по изменению действующего законодательства: введение уголовной ответственности за нарушения при госзакупках, раскрытие субподрядчиков в крупных  заказах, ограничение срока участия сотрудника в закупочной комиссии, запрет на передачу одному субподрядчику более 30% работ по госзаказу, запрет на аффилированность заказчика не только с подрядчиком, но и со всей цепочкой субподрядчиков, введение ответственности заказчика за бездействие в проведении претензионной работы в отношении подрядчика, нарушающего условия  исполнения взятых на себя обязательств по госконтракту. Практическая часть предусматривает проведение совместных проверок и расследования закупок для обороны и правоохранительной деятельности.

Для снижения уровня коррупциогенности система госзакупок постоянно совершенствуется и корректируется. При этом законодателем учитывается весь спектр факторов, определяющих развитие экономики и финансово-бюджетной системы.

28.12.2016 Федеральным законом № 489-ФЗ в Закон о контрактной системе внесены изменения, направленные на предотвращение коррупции в данной сфере. Согласно ему к участию в госзакупках не допускаются физические лица, имеющие судимость за преступления, связанные с незаконной предпринимательской деятельностью, получением и дачей взятки, а также юрлица, подверженные административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ о незаконном вознаграждении от имени юрлица. Сегодня на рассмотрении в Государственной Думе РФ находятся иные законопроекты, направленные на снижение коррупционных рисков при проведении  государственных закупок.

 

 

 

 

 

Заместитель руководителя                               Г.П.Аврахова

 

 16.10.2017