• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению в поселке Романтик Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

 

 

Анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению

в поселке Романтик Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики

 

Общие положения

 

Анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведения проводится для исследования товарного рынка в границах поселка Романтик Зеленчукского муниципального района.

Цель анализа является установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, оказывающих услугу по водоснабжению и водоотведению на территории поселка Романтик.

Основным источником данных о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, являются данные, представленные органом местного самоуправления – администрацией Зеленчукского муниципального района.

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по водоснабжению и водоотведению.

Анализ данного рынка проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

1.      Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.      «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденный Приказом ФАС от 28 апреля 2010 года № 220.

3. Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О водоснабжении и водоотведении".

4. "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 №74-ФЗ (ред. от 29.07.2017).

5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) (в ред. Изменения 1/2015 ОКВЭД2, утв. Приказом Росстандарта от 26.05.2015 №423-ст, Изменения 2/2015 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 17.08.2015 №1165-ст).

6. Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О естественных монополиях".

 

 

 

 

 

Временной интервал исследования

 

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг по водоснабжению и водоотведению, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

Временной интервал исследования рынка: 2015-2016 года и истекший период 2017 года.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

 

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимают водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Под водоотведением понимают прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности  ОКВЭД 029-2014, (КДЕС РЕД. 2) (в ред. Изменения 1/2015 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 26.05.2015 №423-ст, Изменения 2/2015 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 17.08.2015 №1165-ст) услуга водоснабжения относится к разделу Е «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений», классу 36 «Забор, очистка и распределение воды»;

услуга водоотведения относится к разделу Е «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений», классу 37 «Сбор и обработка сточных вод»,

Процесс водоснабжения включает следующие стадии:

  1. Забор, очистку и распределение воды для бытовых и промышленных нужд;
  2. Забор воды из различных источников, а также распределение различными средствами.

Процесс водоотведения включает в себя деятельность коллекторных систем или средств по очистке сточных вод, которые их собирают и очищают.

Указанная деятельность регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О водоснабжении и водоотведении"

Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении"), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017)) и законодательством о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании").

Водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем. При этом услуга водоснабжения может оказываться без одновременного оказания услуги водоотведения. Изложенное позволяет отнести услуги водоснабжения и водоотведения к разным товарным рынкам.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будут являться услуга водоснабжения и услуга водоотведения.

 

IV. Географические границы товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка – это территория, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар (услуги) и не имеет такой возможности за ее пределами.

Предварительно географические границы рынка определяются в границах поселка Романтик Зеленчукского муниципального района.

В сфере коммунальных услуг географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и её использованию (подключению к сетям).

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О водоснабжении и водоотведении"  объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по водоснабжению в пределах расположения сетей водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;

организация, осуществляющая горячее водоснабжение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.

Конечный потребитель приобретает и потребляет услугу только от того поставщика услуг, к сетям инженерно-технического обеспечения которого он присоединен.  Присоединение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Учитывая изложенное, географическими границами рынка будут границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги водоснабжения и водоотведения.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие свою деятельность в его границах в пределах определенного временного интервала.

На исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы покупателей:

1. население и организации, потребляющее услуги водоснабжения и водоотведения для коммунально-бытовых нужд;

2. организации, использующие услуги водоснабжения и водоотведения для производственных нужд.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению, включаются организации, осуществляющие поставку воды.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоотведению, включаются организации, осуществляющие отведение сточных вод потребителей на очистные сооружения.

Потребителями услуг водоснабжения и водоотведения являются население, промышленные предприятия и т.д., присоединённые к соответствующим инженерным сетям.

На данном рынке 2015 - 2016 г. и за истекший период 2017 года действовал следующий хозяйствующий субъект:

- Общество с ограниченной ответственностью «Мера» (369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, пер. Городской, д. 40);

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Объем рынка водоснабжения определяется как сумма объемов питьевой воды, реализованной конечным потребителям хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоснабжения.

Оценка рынка водоотведения осуществляется на основании объема сточных вод, отведенного на очистные сооружения, выраженного в м3.

Объем рынка водоотведения определяется как сумма объемов сточных вод, отведенных на очистные сооружения хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоотведения.

 

Наименование хозяйствующего субъекта и границы обслуживания

Объем воды, реализованной хоз. субъектом, в 2015г. м3

Объем воды, реализованной хоз. субъектом, в 2016г. м3

Объем воды, реализованной хоз. субъектом, за истекший период 2017 г. м3

Объем сточных вод, отведенных на очистные сооружения,  в 2015г.м3

Объем сточных вод, отведенных на очистные сооружения,  в 2016г. м3

Объем сточных вод, отведенных на очистные сооружения,  за истекший период 2017 г м3

Доля, хоз. субъекта в %.

Доля,  хоз. субъекта в  %

1.

ООО «Мера»

Зеленчукский муниципальный район п. Романтик

 

16 679

33 975

31 376

16 679

33 975

31 376

100

100

Объем рынка услуг по водоснабжению и водоотведению в поселке Романтик Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики за 2015 - 2016 года и истекший период 2017 года и доли хозяйствующих субъектов

 

Анализ рынков водоснабжения и водоотведения показал, что географические границы данного рынка определяются территорией прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, то есть экономической возможностью покупателей приобретать услуги именно на данной территории и отсутствием такой возможности за ее пределами.

Из таблицы следует, что в исследуемом периоде в локальных границах территорий расположения инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, а именно в п. Романтик Зеленчукского муниципального района, осуществляет деятельность ООО «Мера» с долей, равной 100%.

 

VII. Уровень концентрации товарного рынка

 

В силу отсутствия конкуренции на рынке водоснабжения и водоотведения индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) = 10000. Рынок относятся к высококонцентрированному типу.

Коэффициент рыночной концентрации CR3 не рассчитывается по причине отсутствия на данном рынке конкурентов.

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

 

Строительство либо приобретение существующих имущественных объектов в собственность требует значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, что является экономическим ограничением и затрудняет хозяйствующим субъектам вход на исследуемый товарный рынок.

Осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению предполагает использование водных объектов. В соответствии с положениями "Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006 №74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) основными требованиям к использованию водных объектов относится такие требования, как:

1. При проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

2. При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц;

3. Работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.

Указанные барьеры входа на товарный рынок являются непреодолимыми, т.к. затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически не оправдываются доходами (преимуществами), которые получит хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

 Административные ограничения, вводимые органами местного самоуправления хозяйствующим субъектам, отсутствуют. 

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Низкая платежеспособность населения не способствует привлекательности рынка коммунальных услуг, в частности, водоснабжения и водоотведения, для входа новых хозяйствующих субъектов на рассматриваемый рынок.

Анализируемый рынок услуг водоснабжения и водоотведения в установленных географических границах относятся к высококонцентрированному, с неразвитой конкуренцией. В локальных границах поселка Романтик Зеленчукского муниципального района ООО «Мера» занимает доминирующее положение с долей, равной 100%.

 

Начальник отдела защиты                                                           С.М. Кумратов

конкуренции и контроля

органов власти

 

 

Специалист-эксперт

отдела защиты конкуренции                                      

и контроля органов власти                                                     А.А. Левченко