Аналитический отчет о результатах проведенного анализа рынка

Категория отчета: Статистика и отчеты

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о результатах  проведенного  анализа рынка

 

23 июня 2017 г.                                                                                г. Черкесск

 

  1. Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по торговли оптовой природным (естественным) газом (далее – Анализ) проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок анализа рынка), и на основании поступившего заявления КЧРГУП «Теплоэнерго» на действия ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск».

Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения газоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на территории Карачаево-Черкесской республики.

Источниками исходной информации являлись: данные хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке, официальная информация территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской Республике.

 

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Учитывая, что  исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг по газоснабжению, которые сложились до  момента проведения исследования, анализ  носит  ретроспективный характер.

В соответствии с методическими рекомендациями по проведению анализа временной интервал исследования рынка - 2014, 2015, 2016 года.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с главой 4 статья 12 Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (ред. от 04.02.2017) "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" по договору поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.

 

Согласно главе 1 Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (ред. от 04.02.2017) "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации"  данные правила, определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети, а также поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель газа обязаны строго соблюдать правила технической эксплуатации и техники безопасности в целях обеспечения надежного газоснабжения и рационального использования газа.

Таким образом, услуга по газоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту приобретенный природный (естественный) газ.

В соответствии с положением статьи 2 Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 05.12.2016) "О газоснабжении в Российской Федерации", газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; положение главы 2 Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (ред. от 04.02.2017) "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" газотранспортная организация - организация, обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях; газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям;

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) относится к разделу G «Торговля оптовая и розничная; Ремонт автотранспортных средств и мотоциклов», классу 46 «Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами», подклассу 46.7 «Торговля оптовая специализированная прочая», группе 46.71 «Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами», подгруппе 46.71.4 «Торговля оптовая природным (естественным) газом»

Процесс газоснабжения включает следующие стадии: добыча, производство, переработка, транспортировка, хранение, поставка, распределение и потребление газа.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс газоснабжения.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга газоснабжения конечного потребителя, включающая производство, передачу, сбыт газа.

 

  1. Определение географических границ товарного рынка

 

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок анализа рынка), и на основании поступившего заявления КЧРГУП «Теплоэнерго» на действия ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск», анализ проводится в административных границах Карачаево-Черкесской Республики.

Для целей настоящего анализа принята во внимание  специфика оказания услуг по газоснабжению:  невозможность оказать эту услугу  без наличия  присоединенных магистральных и распределительных инженерных сетей, что ограничивает  возможность приобретения  товара  приобретателем только у того продавца, к которому  потребитель присоединен посредством этих сетей.

С учетом указанных особенностей при установлении хозяйствующего субъекта – продавца,   географические границы рынка услуг  газоснабжения  определяются в пределах границ Карачаево-Черкесской Республики.

 

  1. Определение состава хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке

 

Хозяйствующий субъект, действующий на рынке услуг по газоснабжению, осуществляющий поставку и продажу конечным потребителям произведенный или приобретенный газ, передачу газа по газораспределительным сетям.

Исходя из имеющейся в УФАС по КЧР информации,  оказание услуг по газоснабжению в 2014-2016 годах на территории муниципального образования  города Черкесска осуществлял хозяйствующий субъект:

  1. ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Космонавтов, д.60А) занимается оптовой торговлей природным (естественным) газом.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» реализовал в 2014 году - 860 751,126 тыс. куб.м.;  в 2015 году - 856 500,406 тыс. куб.м.;  в 2016 году – 845 575,898 тыс. куб.м.

Общий объем реализованного газа за период исследования рынка составляет – 2 562 827,43 тыс. куб.м.

 

 

 

По результатам проведенного анализа установлено, что:

ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» имеет долю на рынке услуг газоснабжения  в размере 100 процентов, в  географических границах товарного рынка.

 

  1. Определение уровней концентрации

 

В силу отсутствия конкуренции на рынке по газоснабжению индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) = 10000. Рынок относится к высококонцентрированному типу.

Коэффициент рыночной концентрации CR3 не рассчитывается по причине отсутствия на данном рынке конкурентов.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

В связи с тем, что услуги по газоснабжению оказываются  по инженерным сетям газоснабжения, которые формируются (создаются) при  строительстве  (реконструкции) жилых и нежилых  помещений и присоединяются к существующим сетям, основным барьером входа на товарный рынок является экономический барьер, т.е.  для входа на данный товарный рынок необходимо вложение значительных  материальных затрат на создание инженерных сетей газоснабжения. При этом, учитывая наличие государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по газоснабжению и ограничение государством предельного роста цен (тарифов), возникают проблемы со сроками  окупаемости этих затрат.   

Указанные барьеры входа на товарный рынок являются непреодолимыми, т.к. затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически не оправдываются доходами (преимуществами), которые получит хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

Административных ограничений при изучении данного рынка не выявлено.

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Низкая платежеспособность населения не способствует привлекательности рынка коммунальных услуг, в частности, рынка по газоснабжению, для входа новых хозяйствующих субъектов на рассматриваемый рынок.

Анализируемый рынок услуг по газоснабжению в установленных географических границах относится к  высококонцентрированному, с неразвитой конкуренцией. Хозяйствующий субъект в локальных границах территорий расположения инфраструктуры (сетей) занимает доминирующее положение с долей равной 100%.

Перспектив вхождения в данный рынок иных хозяйствующих субъектов нет,  так как вхождение  на этот рынок требует значительных  материальных затрат на создание инженерных сетей газоснабжения.

 

 

  1. Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке (Выводы)

 

Анализируемый рынок услуг по газоснабжению в установленных географических границах относится к  высококонцентрированному, с неразвитой конкуренцией. Хозяйствующий субъект в локальных границах территорий расположения инфраструктуры (сетей) занимает доминирующее положение с долей равной 100%.

 

По результатам проведенного анализа установлено, что:

  1. ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» имеет долю на рынке услуг газоснабженияв размере 100 процентов, вгеографических границах товарного рынка (Карачаево-Черкесская республика).

 

Таблица

Наименование газоснабжающей организации

Наименование группы лиц, к которой принадлежит газоснабжающая организация

Сведения о конечных выгодоприобретателях

ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск»

Карачаево-Черкесская Республика

Карачаево-Черкесская Республика»

 

 

 

 

 

Начальника отдела защиты                                                     С.М. Кумратов

конкуренции и контроля

органов власти

 

Исполнитель:

Специалист-эксперт  

отдела защиты  конкуренции                                      

и контроля органов власти                                                       А.А. Левченко