Наши интервью. Закон о контрактной системе требует тщательного изучения

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Какие изменения внесены в Закон о контрактной системе? Как часто организаторы аукционов допускают нарушения данного закона? Какие нарушения стали теми граблями, на которые они наступают постоянно?

На эти и другие вопросы ответила заместитель руководителя – начальник отдела контроля госзаказа и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике Галина Аврахова.

 - На днях, а именно 6 августа текущего года, вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся законодательства о контрактной системе. Что это за изменения и как они скажутся на организаторах и участниках госзакупок?

- Действительно, 26 июля 2017 года принят Федеральный закон №189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым вновь ужесточается ответственность за нарушение Закона о контрактной системе. В данном случае речь идет о нарушении должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), в том числе о неисполнении обязанности по обеспечению авансирования, если оно предусмотрено государственным или муниципальным контрактом. Теперь за это нарушение предусмотрен штраф от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В случае повторного совершения аналогичного нарушения должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию, может быть вообще дисквалифицировано на срок от одного года до двух лет.

Вот такое очень жесткое, но, по мнению законодателей, необходимое наказание введено новым законом для нарушающих требования законодательства при осуществлении госзакупок. Необходимое, потому что правонарушений в сфере закупок, к сожалению, не становится меньше, хотя срок действия Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» перевалил уже за четыре года. Напомню, что принят он был 5 апреля 2013 года.

- Галина Павловна, вы отметили, что повсеместно в российском масштабе участники госзакупок допускают немало нарушений Закона о контрактной системе. А как у нас, в Карачаево-Черкесии?  

- Карачаево-Черкесия - не исключение. Практически ежедневно специалистами нашего Управления Федеральной антимонопольной службы рассматривается какая-нибудь жалоба на нарушение тех или иных  положений Федерального закона №44. В основном, с жалобами обращаются те, кому отказали в допуске заявок на участие в аукционе или кто не согласился с итогами аукциона. Достаточно часто в наш адрес поступают и обращения из органов прокуратуры о выявленных в результате их проверок нарушениях Закона о контрактной системе. Кроме того, нарушения выявляют и наши специалисты в ходе проводимых проверок. Так, только в июле текущего года в УФАС по КЧР поступило 20 жалоб, проведено 8 проверок, рассмотрено 25 административных дел, возбужденных по результатам рассмотрения жалоб и проведенных проверок.  Должностные лица, виновные в нарушениях, были привлечены к административной ответственности. По 21 делу штраф в отношении каждого составил 3 000 рублей, по четырем делам –  20 000 рублей.    

Вообще же с начала 2017 года за нарушения Закона о контрактной системе нашим Управлением было наложено штрафов на сумму 526 000 рублей, взыскано 359 000 рублей.

- Какие нарушения Закона о контрактной системе наиболее часто допускаются участниками госзакупок в нашей республике?

- Самым распространенными являются нарушения требований к содержанию технического задания документации о закупке. Причем, нарушения здесь допускаются самые различные, к примеру, заказчик может прописать требование к материалам – строительным – с недействующим ГОСТом, требование предоставить не предусмотренные законодательством документы или информацию, техническое задание может быть подготовлено таким образом, что при закупке, скажем, медицинского препарата ему соответствует препарат только одного производителя. Присутствует в содержании технического задания и множество других нарушений. 

К более серьезным наиболее часто встречающимся нарушениям относится необоснованный допуск к аукциону заявок участников либо необоснованный отказ в их допуске. За такие нарушения, как я уже отметила, к административному штрафу в размере 20 000 рублей в июле были привлечены четыре должностных лица.

Говоря о нарушениях, вынуждена отметить, что специалисты антимонопольного ведомства нередко сталкиваются с ситуацией, когда должностное лицо той или иной организации от аукциона к аукциону допускает однотипные нарушения, что называется, наступает на одни и те же грабли. Оплачивает штраф и вновь нарушает…

- Не является ли это доказательством того, что Закон о контрактной системе «уж очень замудреный», как утверждают организаторы закупок?

- Безусловно, этот закон совсем не прост в реализации. Не случайно в соответствии с законодательством в организациях и учреждениях, где постоянно осуществляются закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, созданы контрактные службы или введены должности контрактных управляющих. К слову сказать, они также допускают нарушения, некоторые подвергались административному наказанию уже неоднократно. Тем не менее закон надо изучать, изучать тщательно, особенно тем, кто непосредственно и постоянно занимается организацией госзакупок.     

                                                                                                                                                                                                                                                                                            П. Владимирова