ФАС РФ: этапы становления

К 25-летию создания Карачаево-Черкесского Управления Федеральной антимонопольной службы
Главной направлением деятельности созданного в 1990 году Госкомитета РФ по антимонопольной политике и защите прав потребителей стала защита прав потребителей. Позже он был переименован в Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (всего за свою историю антимонопольное ведомство четырежды меняло свое название).
Реализация экономических реформ в России потребовала создания новой, адекватной правовой базы. Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, явились законы, регулирующие вопросы конкуренции, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Ни одно законодательство так трудно не приживалось в России, как законодательство о конкуренции.
В 1991 году был принят закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определил основные положения государственной конкурентной антимонопольной политики.
Вторым этапом явилось формирование конституционных основ конкурентного права. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности.
Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в октябре 1991 года и был связан с разработкой и принятием нового гражданского законодательства. Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации было установлено, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
По мере развития конкуренции на отдельных рынках все большую роль начинала играть реклама. Специфика рекламной деятельности, выражающаяся в обслуживании коммерческого оборота с целью стимулирования сбыта товаров, уже в 90-х годах показала недостаточность норм о недобросовестной конкуренции, отраженных в статье 10 Закона «О конкуренции…». Необходимость разработки нового закона стала очевидна в 1993 году, когда произошла резкая активизация финансовых пирамид. Антимонопольным органом тогда была проделана большая работа по нейтрализации их вредоносной деятельности. Поэтому в июле 1995 года был принят новый Федеральный закон «О рекламе», появление которого можно считать четвертым этапом в развитии конкурентного права.
Закон о рекламе тоже ждала нелегкая судьба. Чтобы внедрить в практику бизнеса его основные нормы, приучить предпринимательский корпус к новым правилам игры, установленным законом, работникам антимонопольных органов потребовалось приложить немало усилий. Вспомните, как трудно уходила с экранов телевизоров реклама алкогольных напитков и табачных изделий. Но и этот этап был пройден.
Реализация рыночных реформ остро поставила вопрос о государственном регулировании цен. В настоящее время такая работа проводится на базе Федерального закона «О естественных монополиях», а также ряда специальных законов.
За четверть века антимонопольному ведомству России удалось добиться очень многого. Его полномочия многократно расширялись. В 2006 году был принят новый закон «О защите конкуренции», который работает по сей день, а его эффективность и актуальность поддерживаются пакетами поправок. С 2006 года антимонопольному органу был поручен контроль за размещением государственных и муниципальных заказов, с 2008 года - контроль за осуществлением иностранных инвестиций, с 2015 года - контроль за государственным оборонным заказом и переданы функции по тарифному регулированию.
При этом российское законодательство не стоит на месте, оно постоянно совершенствуется. И развитие антимонопольного регулирования в дальнейшем также должно идти с учетом консолидированной практики и мирового опыта, ведь товарные рынки становятся транснациональными.
Все годы растет узнаваемость ФАС России как среди представителей власти и бизнеса, так и среди простых граждан, которые оценили важность деятельности службы еще во время исполнения функции контроля закона «О защите прав потребителей», когда тысячи россиян нашли защиту в антимонопольном управлении.
Сегодня ФАС защищает общество в целом, решает вопросы глобальной экономики. Это происходит не только в сфере потребительского кредитования, но и в сфере страхования, и в сфере контроля ценообразования на нефтепродукты и лекарственные средства, а также при осуществлении контроля за закупками для государственных нужд.
Одним из наиболее значимых достижений антимонопольного органа стало дело в отношении банка «Русский стандарт», предоставлявшего заемщикам неточную информацию о стоимости банковского кредита. Это стало поводом для разработки совместных рекомендаций ФАС России и Центрального банка РФ о стандартах доведения информации при предоставлении потребительских кредитов. В этих рекомендациях впервые появилось понятие «эффективная процентная ставка», то есть полная стоимость кредита. В дальнейшем идея информирования о полной стоимости кредита из рекомендаций и актов Центрального банка РФ была зафиксирована в Законе «О потребительском кредите (займе)».
По инициативе УФАС появились специальные требования к способу доведения важной информации. Если раньше заемщик видел в документах указание на полную стоимость кредита, то сейчас люди знают, что следует обращать внимание не только на обещанный процент, но и на конечную стоимость кредита, указанную на первом листе договора в верхнем углу в рамке. Также антимонопольным органом было предложено доводить до потребителей график платежей по кредиту. Сегодня это доступный и понятный инструмент: известно количество кредитуемых в России граждан, которым стало проще принимать решение о кредитовании на основе имеющихся знаний.
Отдельно хочется рассказать о достижениях ведомства при осуществлении функции контроля за государственными и муниципальными закупками.
Общеизвестно, что Российская Федерация на современном этапе руководствуется при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», вступившим в действие с 1 января 2014 года. Данный закон начинает комплексно регулировать отношения между заказчиком и поставщиком с момента планирования закупок до момента исполнения контракта. Данный закон устанавливает единый для всех порядок закупок товаров, работ, услуг, а также способы определения поставщика, подрядчика, исполнителя и процедуру заключения государственного или муниципального контракта.
За три года работы закона в него внесено около тридцати поправок. С 1 января 2017 года должен заработать каталог товаров, работ, услуг, идентификационный код закупки. Закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий с 1 января 2017 года проводятся по закону о контрактной системе (за некоторыми исключениями).
Таким образом, за годы своей деятельности Федеральная антимонопольная служба России стала макрорегулятором, который влияет на важнейшие экономические процессы. Работая под девизом «Защищая конкуренцию – служим России», ФАС достигла многого, но впереди еще многое нужно сделать на благо нашей Родины.
Осенью 1990 года было принято решение об образовании Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и защите прав потребителей. Приказ о создании Карачаево-Черкесского управления и назначении его руководителем Амина Уракчиева был подписан 10 февраля 1992 года. В 2016 году в Карачаево-Черкесское УФАС поступило и рассмотрено 123 жалобы на действия заказчиков всех уровней, проведена 101 проверка, по результатам на нарушителей наложено 1 072 000 рублей штрафных санкций.

Г. АВРАХОВА,
зам. руководителя УФАС по КЧР.